По идее, меня не могут заинтересовать двухчасовые ролики, рекламирующие туристические продукты. Но здесь что-то зацепило…
Перво-наперво о самом режиссёре. Павел Буслов стал открытием после дебютного «Бумера». А что это, как не бюджетный вариант «Бригады»? И там, и там четвёрка друзей-ухарей, мушкетёров зарождающегося капитализма, сплошные тёрки-стрелки-разборки. Только у Сидорова всё солидно и дорого, с прицелом на Госдуму и намёком на отношения с Кремлём. У Буслова интрига крутится вокруг поюзанного «Бумера» базовой комплектации, вместо интерьеров особняков и московских высоток – деревенские избы и убогие пятиэтажки, плюс копеечные наезды. Короче, ни разу не «Крёстный отец».
Потом был «Бумер-2», в котором я не понял главного – зачем это снято. И продолжительный перерыв, прервавшийся громким возвращением с загадочным «Высоцкий. Спасибо, что живой». Загадочным не только маской главного героя (народ как-то сам догадался, что без Безрукова дело не обошлось), но и конкретным вопросом – как на такой безвкусный китчсогласились родственники великого барда.
Как раз между вторым «Бумером» и «Высоцким» случился у Буслова долгий уик-энд на Гоа, НТВ этому целую передачу посвятило. И Пётр, что называется, заторчал… надеюсь, что не в прямом, а в переносном смысле.
Ну, а кто не заторчит, хлебнув дауншифтинга? Модная фигня - сдаёшь свою типовую двушку где-нибудь в Митино (отстойный р-н Москвы), и на арендные деньги тянешь местный ром на «бюджетном» Гоа. Так поступают, в основном, записные лентяи, резонно считающие, что песок на побережье Индийского океана мягче домашнего дивана.
Этот вариант нам предложили авторы «Духless-2» (редкая фигня). Причём там Гоа было нужно лишь для перехода в суровую российскую реальность. Так бездарно распорядится такой сказочной натурой… Петя Буслов просто не мог такого себе позволить.
В итоге зритель получил двухчасовое исследование загадочной русской души на фоне моря, пальм и кокаиновых дорожек. Последнее, увы, распространено в этом райском уголке, как у нас пивной опохмел – если вы чуть-чуть безнравственны по натуре плюс слабы характером, то непременно подсядете.
Сразу оговорюсь, при всей рекламности экранной картинки, у Буслова Гоа не заманчивая туристическая Мекка, а образ жизни, соответственно, и мышления. И едут туда не отдыхать-загорать, а постигать-прожигать. Сначала тебя усаживают в позу лотоса на пляже и заставляют достичь нирваны. А когда не получается, то ненавязчиво подскажут более лёгкий путь – нюхнуть-вколоть-курнуть Если без экивоков, стать постоянным клиентом у драгг-диллера. Путь известный и короткий, намного короче, чем в промозглой России, где больше на спиртное тянет.
Гоа для продвинутых. Пенсионеры Дальнего Востока сдают свои хрущебы в Хабаровске, переезжают через Амур в какую-нибудь китайскую провинцию и продолжают жить своей нехитрой пенсионерской жизнью, только уже не экономя на мелочах. О том, как пашут в западной эмиграции бывшие соотечественники, написано сто раз и мной и не мной. Гоа нечто другое… на то и Индия.
Наверное, в этот алкогольно-кокаиновый рай залетают адекватные люди, простые любители бюджетно тусануться там, где мечтал бы жить Боб Марли. Такие остались за кадром… хотя один бы не помешал для экзотики. Мы же имеем дело со страдальцами-искателями. Парочка крёстных отцов, конкурирующих на рынке сбыта веселящих средств, и не соблюдающих элементарных правил здоровой конкуренции. Прикольная, но капризная девчонка, сбежавшая от папы миллиардера-депутата по стервозности характера. Сам миллиардер, загибающийся от рака, но чудесным образом… нет, промолчу, не хочу подставлять создателей (киноленты). Сибиряк… так и остаётся непонятным, что он там потерял, но что-то упорно ищет. И парочка супругов, наверное, лучшее в фильме (имеются в виду их отношения), переживающая кризис среднего возраста под пальмами и с персональным бассейном. Два упыря, раньше такие коммерческие киоски держали-крышевали, сейчас, наверное, пункты приёма цветных металлов. Ну, полный «тагиииил!».
И всё это в окружении не в меру дружелюбных и услужливых индусов… насквозь коррумпированных. Именно они по всем понятиям и представлениям являются главным злом, превратившим свой уютный остров во вселенское гнездо разврата. Ну, а как иначе, если местная полиция только и делает, что встаёт на сторону то одного, то другого «кокаинового папы». Открыто, ещё и внуков учит тому же.
Однако центральным воплем «Родины» становится этот: «Русские уроды! Русские г…о! Заср…и одну страну, приехали другую зас…ть». Пардон, получается, что это наши на Гоа наркоту завезли, и местное население развратили? В захолустном штате той самой Индии, где до сих пор девушек запросто насилуют в общественном транспорте, где коррупция расцвела и запала сразу после ухода англичан? Сам не большой патриот… но есть же историческая справедливость?!
И уж полным перебором мне показалось нежелание некоторых персонажей возвращать домой, а так и угорать на Гоа до конца (скорого) дней своих. Нежелание до истерики, которую в детстве при выходе из зоопарка не устраивают. Что же ждёт этих людей в России? Вроде бы жена не последнего министерского чиновника, а так убивалась…
Впрочем, допускаю, что я не догнал замысловатую идею авторов. Буслов перенёс пушкинскую «деревню-тетку-глушь-Саратов» в индийские естественные декорации и перед нами разыгрываются чисто онегинские страсти, просто слегка откокаининные. Убежали от фальши привычной столичной жизни, а попали, «как еловая шишка в жо…» (тоже Пушкин). Ну, для этого надо иметь особо утончённую фантазию, литературоведческую. То, что от себя и сидящей внутри Родины не убежать, мы и без наркотического дурмана знаем.
Где-то на втором часу просмотра я инстинктивно стал искать на экране Данилу Багрова. Он был бы к месту, этот вневременной балабановский герой тоже везде таскал за собой Родину. Особую, в своём багровской исполнении, которая всех сильней, потому что «мочит», и фамилии не спрашивает.
Обошлось, фильм заканчивается оборванным обнищавшим миллиардером, счастливо бегущим берегом океана. Может, именно из-за этого кадра и стоило сидеть перед монитором два часа?
Вам решать…