Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Пятеро с неба. «Кандагар» Андрея Кавуна

 

Ну, да ладно, ближе к теме. Она мне близка, эта тема. Я сам буквально проскочил Афган, уволившись в запас за два месяца до штурма дворца Амина. А вот мой родной взвод водолазов-разведчиков был туда отправлен в начале 81-го почти в полном составе. Говорят, для минирования их немногочисленных рек. Сколько вернулось домой, история умалчивает. Не хочется об этом думать...

Да что там говорить, для всего моего поколения Афганистан тот же дурацкий нарыв, что Чечня для следующего. Особенно, помню, взбесила меня история с восстанием в пакистанском лагере военнопленных. Уже была перестройка, гласность, телевизор сообщил, что наши ребята отобрали оружие у охраны, три дня вели бой, пока их не задавили ракетами. Меня просто колотило от злости на весь ЦК КПСС. Где же, думаю, наши хвалёные спецназовцы, о которых уже ходили легенды, где лихие десантники из «Зоны особого внимания»? Сидеть на попах ровно и знать, что наших ребят убивают?! Да плевать я хотел на все международные отношения! Ну, а что вы хотите, обыватель...

Помню и историю с тем грузовым ИЛ-76, о котором фильм. Его спасение выглядело абсолютной фантастикой. Но такое было время, самая середина 90-х, мы тогда и на родине жили за гранью реальности. Просто ещё один живой пример тому, что, еже ли попал в передрягу, рассчитывай только на себя, о Кремле забудь. Он потом с тобой орденом рассчитается, если сочтёт нужным.

Что понравилось в «Кандагаре», дорогие съемки, реальные самолёты в реальном небе вместо компьютерной туфты. Очень грамотный и жёсткий монтаж, недаром им занимались те же ребята, что раньше обслуживали Бертоллучи. Песня очень по делу. Вообще, работа вспомогательных и технических служб без изъянов.

То же самое относится к оператору и исполнителям главных ролей. Балуев просто на 5+, не помню его такого ни в одной картине. Причем от его роли остаётся загадка, действительно ли командир сломался в самом начале плена и только потом взял себя в руке, или всё время вёл тонкую психологическую игру, чтобы допустили до штурвала и ослабили контроль?

Хорош Владимир Машков. Я с такими парнями по жизни встречался. Авантюристы, шпана и бабники, не унывающие в любой ситуации. Очень редко ломаются, надёжные и отчаянные, с такими никогда не скучно.

А вот к трем остальным героям есть вопросы. Не к самим актёрам, к образам, им доставшимся по воле сценаристов.

Вот отличный актёр Андрей Панин, не нуждающийся в рекомендациях. Мужчина в себе, мужчина-загадка. Снимайся такой в американском вестерне, к середине фильма обязательно выяснится, что это невзрачный мужчинка стреляет с обеих рук с завязанными глазами. Или попадает ножом со ста метров в спичечный коробок. Или владеет приемами древней борьбы племени майя, голой рукой колет скалы, как орехи. Но ничего этого нет и в помине. Где-то ближе к концу зритель узнаёт, что герой Панина прошёл весь Афган. Ну, думаю, сейчас начнётся... И тишина, еле-еле с пожилым талибом справился, и то не без помощи молодого члена экипажа. Это ж какое расточительство со стороны режиссёра, такой отличной фактурой не воспользоваться! Может, метраж не позволил?

Или этот молодой, актер Алексей Голубев, которого, кажется, и открыл Кавун в сериале «Курсанты». Парень на протяжении всей картины виртуозно владеет колодой карт, любой профессиональный катала обзавидуется. И ни слова о том, откуда у радиста подобные навыки лохотронщика, не из детского сада же, наверное? Вот и расскажите, зритель имеет право знать.

Есть там ещё один несколько гротесковый персонаж украинской национальности. Выписанный с такой щемящей трогательностью, что начинаешь подозревать режиссёра Кавуна в отдании должного своей нации за российский счёт. Да и ладно, нам не жалко! А вот татары, по-моему, здорово обиделись. Ведь экипаж транспортника, как ни крути, из Казани, и в реалии, и в фильме не раз уточняется. И ни одного татарина в кадре, хотя Панин чисто внешне вполне тянет на какого-нибудь Равиля Хабибулина. Кстати, в настоящем экипаже настоящего ИЛ-76, захваченного талибами, этнические татары составляли, примерно половину. Я даже читал, что именно это и спасло людям жизнь, всё-таки свои, мусульмане.

Но не только в обидах и правде жизни дело. Авторы фильма упустили роскошную возможность показать два лица современного ислама - радикальное и человеческое. А так, уж простите меня за подобное сравнение в канун юбилея Победы, получается, что только чисто русские люди способны выиграть любую войну, представители других народов СССР у них, в лучшем случае, на подхвате. Собственно, тем же самым грешил даже наш интернациональный советский кинематограф, в котором туркмены или таджики, если и появлялись в кадре с винтовкой в руках, то лишь в образах смешных нескладных поваров, в лучшем случае, ездовых артиллеристской батареи.

Я удивлён, но история фантастического побега снята в каком-то облегчённом варианте. Где-то читал, что на борту во время взлёта шёл настоящий бой не на жизнь, а на смерть, наши лётчики голыми руками задавили нескольких талибов. Почему эту сцену не воспроизвести в фильме? Или пощадили самолюбие афганцев, мол, совсем слабО вам против наших, даже автоматы не помогли? Нет, не понимаю...

Кстати, в фильме вообще мало экшна. Например, на Кандагар по ходу сюжета несколько раз совершала налёты авиация правительственных войск. Русских пленников в срочном порядке грузили в грузовик и увозили, куда подальше. А вокруг взрывались бомбы, рушились саманные постройки, всем было не до них. Так чего не попытаться захватить грузовичок и не прорваться на территорию, контролируемую правительством? Ну, не получилось, поймали, побили, всё равно интересное действие. Ах, такого на самом деле не было? Но ведь художественное кино снимаем, не документалку.

Понимаю, фильм снят о тяжестях и ужасах заключения. Но ведь и их нет в кадре! Для меня настоящим шоком когда-то стал «Полночный экспресс», на мой взгляд, самый тяжелый и правдивый фильм о восточной тюрьме. В нём тоже ногти не рвут и на дыбу не подвешивают, зато атмосфера такая, что, не приведи Господь, точно не для белого человека.

Так вот, нет её в «Кандагаре». Обычное жилище среднего афганца с обычными воротами на обычную улицу, даже не всегда закрытыми на замок. Да, на крышах соседних домов сидит вооружённая охрана. Но уж больно невнятная, несерьёзная, какие-то подростки, старики, юродивые «с приветом», в таких одно удовольствие камнями покидаться. Знаете, мои первые армейские полгода в эстонской учебке прошли в менее комфортных и дружелюбных условиях. У этих лётчиков даже приемник есть с короткими волнами, а у нас сплошное «На страже Родины» по «Маяку»...

Или чем ребят кормили? Сами подумайте, это не только интересно с этнографической и кулинарной точки зрения, но и существенно дополнит картину издевательств. Вдруг здоровых мужиков заставляли соблюдать все посты, прописанные в Коране? Тогда понятно, от такого насилия над организмом любой атеист взбесится.

А как они пережили зиму, ведь из титров на экране ясно, что в плену самолёт пробыл больше года? Вы не думайте, в тех краях резко континентальный климат, душное лето при лютой зиме. А лётчики, как ходили в майках, так и ходят. Зачем тогда было писать: «Основано на реальных событиях»?

И, всё-таки, есть в «Кандагаре» то, за что авторам можно простить все кинодопуски и недочёты. А именно, главная мысль: Афганистан живёт даже не в другом веке или эпохе, в каких живём мы. Эти люди живут в другом измерении - историческом, культурном, политическом, моральном... Для них кажется нормальным засунуть гранату за чадру молодой женщине, которая посмела посмотреть на другого мужчину, кроме своего мужа. Для них семейные фото в купальниках у воды являются самой злостной порнографией, зато сексуальные игры с овечками - делом обычным, в Коране об этом ни полслова. Они не пьют алкоголь, зато находятся под постоянным кайфом от наркотиков растительного происхождения. В фильме есть проходной персонаж, который доходчиво объясняет «неверным из России», почему они не достойны ходить по земле, освященной их пророком. И тут становится понятно - или они нас, или мы их, договориться с такими в принципе невозможно.

Получается, что «Кандагар» очень актуальный фильм в преддверии Парада Победы, в котором примут участие воинские подразделения из блока НАТО. По всему выходит, когда-нибудь нам с ними снова придётся объединяться против общего врага. Так лучше раньше, чем ждать новой встречи на Эльбе...

 

Леонид Черток   


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (304)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20