Первый «ДухLess», снятый по очень отдалённым мотивам беспомощного романа вальяжного и недалёкого умомСергея Минаева, в своё время не отчихвостил только ленивый… даже я сподобился - http://rusnord.ru/oldnews/3002-31655.html. В нём избалованные жизнью детки популярных родителей (Прыгунов, Бондарчук, Евстигнеев ltd.) примитивным языком рассказали миллионам нежирующих россиян, насколько трудна, неказиста и опасна жизнь топ-менеджера в постперестроечной России. Нет, на полном серьёзе – каждый встречный пытается тебя споить, обколоть, совратить, кинуть на бабки, подставить под ментов… А ты мучайся в апартаментах где-нибудь на 32-м этаже, от злости плюя из окна на людишек, ползущих, аки муравьи, пешком по асфальту – ради вас ведь, мучаюсь, плебеи.
Короче, та история была про мажоров – тех, кому повезло с перестройкой. Родители помогли связями, или сам оказался в нужный момент в нужном месте, неважно. Главное, будь готов, что ложиться в постель с тобой будут не по любви, а за деньги. Даже если вы лицом и статью Данила Козловский, а не Борис Березовский, таковы условия этой игры. А ещё вам гламурные девушки из «Единой России» будут говорить в ушки такие слова, от которых даже шпалоукладчицы краснеют.
Хотите такую жизнь? Да?! А поздно, все места давно заняты…
Несмотря на уничижительную критику, первый «ДухLess» собрал в прокате какую-то рекордную сумму. Секрет успеха прост - многим хотелось, если не попробовать, то визуально помучиться таким стилем жизни. Ну, а коммерчески выгодные проекты не бросают, пока до конца не выжмут, это вам любой голливудец подтвердит. Тем более что в этот раз обошлись без минаевских услуг, отвязались, поставив его фамилию последней в списке сценаристов и сняв в проходной групповке матёрых креативщиков. А ведь могли и просто послать… у наших киношных это не задержится.
Только теперь история не про мажоров, а дауншифтеров. Тоже требует пояснения? Извольте, «дауншифтер» – происходит от английского «downshifting». Словом этим в английском языке обозначается переключение автомобиля на более низкую передачу, а в более широком смысле – замедление какого-либо процесса – и понятие дауншифтинга в некотором роде связано именно со снижением скорости. В современном социуме этим термином определяют жизненную позицию, при которой человек отрекается от цивилизации и живёт ради себя, любимого. То есть добровольно отказывается от общепринятых благ (карьерного роста, увеличения материальных ресурсов и т. д.) и спокойно живет с семьей (или самостоятельно) вдали от мегаполиса. Это не обязательно будет бунгало на балийском курорте, может быть и избушка в сибирских лесах, там ещё лучше жизнь переосмысляется.
Понимаю, для кого-то произнести дауншифтер сложно и непривычно. Посему предлагаю вариант для запоминания – даун с шифером. Причём «даун» от английского «вниз»… а не то, что вы сейчас неполиткорректно подумали.
Но мы с вами о тех, кто выбрал бунгало. Тут тоже необходимо уточнение. Сдать свою двушку где-нибудь в Митино (отстойный р-н Москвы), и на арендные деньги тянуть местный ром на «бюджетном» Гоа – много ума не нужно. Так поступают, в основном, записные лентяи, резонно считающие, что песок на побережье Индийского океана мягче домашнего дивана. Зато те, кто преуспел и срубил бабла, выбирают что подороже – бунгало попросторнее, причём с бассейном, переходящим в мини-водопад. И за бухлом не на мопике, а на байке стоимостью в чуть подержанный «мерин». От ностальгии поможет периодический трах с чем-нибудь русскоговорящим или спасение соотечественника, впервые в жизни вставшего на сёрф. Именно так (в представлении создателей ленты) должен скрывать русский топ-менеджер, к которому у силовиков на родине «есть вопросы».
Тут у меня закрадываются первые сомнения. Макс Андреев (главный герой) из разряда трудоголиков, другие (если они не сыновья Сечиных-Якуниных) в топ-менеджеры не выбиваются. Человек с подобным диагнозом - это тот, кто может пролежать на пляже кверху пузом максимум неделю (опять же по себе сужу). Потом у него возникает шило в одном месте, и он начинает думать над новым проектом. И ни бухло, ни секс, ни байк с сёрфом этого ему не заменят. Потому-то я не очень поверил в Макса, релаксирующего три года и не пытающегося вернуться или, хотя бы, открыть там же на Бали собственный ночной клуб (тем более что отрицательный опыт – сын ошибок трудных – в этой отрасли у негоимеется).
Лажа и в том, как Макса вытаскивают на родину. Подброшенный местной полицией пакет с коксом, продажный вице-консул (грязный поклёп на российскую дипломатию!), вылет в одних шортах… И всё это задумала и провернула группа продажных (эпидемия какая-то!) силовиков в количестве трёх человек, между которыми неформально-сексуальные отношения? Больше тянет на комедию, которой здесь и не пахнет.
Но дальше интереснее. Если кто смотрел первую часть, наверняка помнит – Макс просыпается на помойке, символизирующей разбитые иллюзии нового русского из новой России. В новом фильме нас опять окунают в жизнь, которую не знаю и я. Там (в этой жизни) люди живут не в хрущевках, а в билдингах, кондоминимумах и отелях «Ритц». Ездят даже не на БМВ, а на Ягуарах. Водные процедуры принимают в спа- или бассейнах (в ваннах, разве что, режут себе вены в минуту душевной невзгоды). Напиваются с горя не водярой, а чем-нибудь не дешевле 200 $ за бутылку. Не едят, а питаются… чем-то невыразительным, но явно полезным и гламурным. В магазин за едой не ходят, только в бутики за последней миланской коллекцией. И то, если хочется растрястись, а так могут и на дом доставить.
Вы знакомы с такой жизнью? Вот и понаблюдайте, уже интересно.
Не буду пересказывать сюжет. Разве что главную линию – Макса запустили подсадной уткой в госкорпорацию, где отмывают государственные деньги. Причём настолько доступно и просто, что хоть завтра арестовывай всех акул современного российского бизнес… тех же Сечиных-Якунины-Миллеров. С одной пикантной деталью – в названии киношной корпорации прослеживается чёткая связь с нанотехнологиями. Которыми, как известно, руководит Чубайс. Который, знамо дело, опять во всём виноват.
Кто-то сводит счёты с Анатолием Борисовичем? А почему бы и нет, если есть такая возможность. Во втором «Духлессе» главный подонок-силовик напоминает сразу двух реальных персонажей – бывшего министра обороны Сердюкова (по стилю управления) и бывшего сенатора от Архангельской области Рушайло (внешне). Уж не Хинштейн ли к сценарию ручку приложил… с него станется.
Если же рассуждать о большом и высоком, то новая лента Романа Прыгунова продолжает тему, поднятую в «Левиафане». То есть коррупцию во власти, которая давит людей без разбора. Только у Звягинцева это маленькие начальники, наезжающие на маленьких людей, что делает кино притчей о чудовище, пожирающей страну изнутри. За это и «Оскар» могут дать. Ну, а тут игры больших ребят на самом верху, снятые в залихватско-клиповой манере. За неё вряд ли что дадут… только зритель деньги.
Любовная линия в новом «ДухLesse» прописана слабовато. В сравнении, конечно, с первой частью, где Макс валялся в койке сразу с двумя-тремя барышнями (станьте топ-менеджером, и у вас столько же будет). В Москве его ожидало разочарование в лице анархо-экологичной любви из первой серии – барышня не дождалась. Причём сделала это с особым цинизмом, отдав и тело, и душу, и мысли крутому мэну из списка Forbes. Макс переживает, как салага-призывник. С такими деньгами? С такой внешностью-харизмой?! С таким успехом у прочих барышень, набивающихся сами – «только возьми меня»?!! Трижды не верю!!! Как мужик говорю…
Впрочем, не исключаю, что нас этой моралью подводили к счастливой развязке. В которой главный герой вместо пули получает такое предложение от ТАКОГО человека… что из-за одного этого стоит полтора часа смотреть в экран. Ну, скажите на милость, не аморальному же типу вверять будущее своей страны.
Всё снято, как будто, серьёзно, просто с голливудским размахом и хэппи-эндом оттуда же. Однако меня смущали флэш-беки – как бы круто не шли дела у вернувшегося на родину Макса, в мыслях он всё время возвращается в рай на Бали. Туда, где был просто дауном с шифером, ничего не делал, не влезал, не рисковал, но чувствовал себя изумительно. Фига в кармане от создателей ленты?
Или скрытая реклама Сингапурских авиалиний?