Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Клюква, величиной с арбуз, или От «Высоцкого» до «Сталинграда»

Весь этот год я вспоминал крылатую фразу главного Ильича страны про «важнейшее из искусств», мы её на «Мосфильме» когда-то повторяли 8-е и 23-е каждого месяца (получка и аванс). Гораздо позже выяснилось, что подлинное изречение классика марксизма кастрировано советскими идеологами, вместе с кино там ещё цирк упоминался. Короче, основатель советского государства прямо говорил - не надо засирать мозги народу балетами да спектаклями, пусть ржут и семечки лузгают (в современном варианте - поп-корн). Отечественная режиссура взяла те ленинские слова на вооружение, ведь с ними точно без работы не останешься (без денег, соответственно, тоже).

О «национальной идее» мы трындим с момента распада Советского Союза. Как-то утром проснулись в независимой России проигравшего социализма и поняли - не за что больше бороться. Раньше боролись за коммунизм, а он оказался пшиком, мифом. Боролись мы не обязательно с оружием в руках или в танке, а у конвейера завода, на полевом стане или с  рейсфедером в руках. Ибо только высокой идеей можно было оправдать каждодневный приход на работу за ту нищенскую зарплату. И так привыкли к состоянию постоянной готовности к подвигу, что теперь признаться себе в том, что работаем для того, чтобы мягко спать и вкусно есть, просто стыдно перед героическими отцами-дедами.

Для такой жизни необходимы положительные примеры, типа «Неуловимых мстителей» нашего детства, которых в настоящих реалиях с успехов заменил некто Поттер с шайкой малолетних иллюзионистов. Запад раньше нас научился эффективно бороться с этим мороком. Байопик ( biographic picture) - фильм-биография - то, что доктор прописал. Причём совсем не обязательно следовать всем деталям биографии героя, это вам не «Ленин в Октябре» (хотя и там лажи хватало, особенно в штурме Зимнего).  Классический пример - «Президент Линкольн. Охотник за вампирами». Принцип прост - главное, чтобы недорослям было интересно смотреть, а там, глядишь, что-нибудь, да подхватят.

Первым пробным камушком стал «Высоцкий. Спасибо, что живой». Серый кардинал М. Суслов в гробу у кремлёвской стены извертелся, узнав о кассовых сборах в память того, кого он так искренне гнобил. Но сделано-то с умом, по всем понятиям - алкоголик-наркоман-распутник, чем бы он не занимался в свободное от загулов время, герой изрядно сомнительный. А народ валом валил, даже те, кто песен его наизусть не знает. Чему этот фильм может научить подрастающее поколение, я вам сказать не берусь, ибо под кайфом не только родину-мать, но и чертей полюбишь.

Дальше был громкий успех «Легенды № 17» (кинозалы взрывались криками «Шайбу, шайбу!!!») и не менее громкий провал с «Гагариным. Первый полёт», где вместо живого и родного Юры нам показали целлулоидного пупса. Последние настораживало, победа в космической гонке - то немногое в отечественной истории, что не подвергается сомнению. Вернее, не немногое, а почти единственное, есть ещё победа в Великой войне. А что, тот же байопик, только событийный.

Как же этот слоган заманал - «великий фильм о великой войне», спасибо за то Никите Михалкову. Сразу начинаешь задумываться от третьем «великом» в этой компании, конкретно, режиссёре. Почему-то таких ассоциаций не было с Юрием Озеровым, создавшим действительно монументальное «Освобождение» и непосредственно причастного к победе в той войне, хотя и видел её больше из окна штабной машины. Нет, наши «допризывники» от скромности точно не умрут, у них обоих это наследственное...

«Сталинград» стали ругать задолго до премьеры. Ходили слухи, что в бондарчуковской версии обороны города на Волге принимали активное участие бойцы китайской национальности. Лично я их на экране не приметил, но совсем не удивлюсь, если они присутствуют в прокатной версии для КНР. А что, бизнес есть бизнес.

С чего я вдруг стал таким снисходительным? Да просто то, что увидел, оказалось лучше ожидаемого. И сын заинтересовался, попросил не стирать в компьютере. Только я до сих пор не решил, стоит ли ему это показывать. Разве что с собственными комментариями.

От Бондарчука-младшего многого не ждёшь, клипмейкер он и есть клипмейкер.  Начало «Сталинграда» даже анализировать не берусь - российский МЧС извлекает немецких туристов из-под развалин японского атомного реактора, такого хитросплетения мой старорежимный мозг не в силах освоить. Непонятно только, куда запропастились черепашки-ниндзи, сын обязательно спросит. Ну, про это я ему как-нибудь объясню. А вот, что значит загадочная фраза 70-летнего российского спасателя (куда пенсионера гоняют, сволочи!) - «у меня было пять отцов», пока остерегусь. Рановато в 11 лет про такое. И совсем не я не ёрничаю, мало ли что на войне случается. Просто когда уже начало фильма притянуто за уши и все другие выступающие места, от дальнейшего хорошего не жди...

Я не хочу копаться в исторических несоответствиях, за меня это давно сделали другие. Участвовала дивизия «Мёртвая голова» в уличных боях за Сталинград или стояла где-то на переформировании, никак не повлияет на патриотическое воспитание моего сына. В конце концов, я слышал, что какой-то наш историк написал целую книгу, посвящённую ляпам в «Семнадцати мгновениях весны», но разве фильм от этого становится менее эпохальным? Но вот сцена, когда горящие советские солдаты бегут на врага, а не обратно к Волге, к спасительной воде, непременно заставит сына задать режиссёру Бондарчуку сакраментальный вопрос - «дядя Федя, ты дурак?». Как и ещё в одном эпизоде с водой, когда наш снайпер подстрелил фашиста, идущего с котелками, а командир на него за это, чуть ли, не с кулаками - «даже звери не жрут себе подобных на водопое». «Маугли» режиссёр начитался-насмотрелся? Ну, пусть тогда посмотрит документальные фильмы канала National Geograpfic - львы только так антилопами закусывают и водичкой из реки запивают. Потому что не литературные стереотипы, а суровая правда жизни. И немец тот враг лютый, сейчас он с котелками за водой, а через пять минут за твоей жизнью с огнемётом. Это я и должен объяснить сыну, если, не дай бог, ему придётся: безопасный враг - только мёртвый враг, тем более в такой битве на выживание.

Я согласен с эпизодом, когда во время сожжения еврейской женщины с ребёнком наш снайпер сначала убивает их, а потом уже берётся за фашистов. Избавить от мук, разве это не высшее милосердие? Так и объясню сыну (правда, как бы он не задал следующий вопрос - почему тогда запрещена эвтаназия?). И с последующей атакой при всей её компьютерности и маваши-гири в исполнении не джеки-чанов, а красноармейцев, я готов смириться, всё-таки наши дети привыкли к другой технике боя. Сказочку о том, как артиллерист-виртуоз послал последний снаряд своей сорокопяточки точно в цель рикошетом от подбитого танка, аки на биллиарде, я тоже готов простить - чего только на той войне не случалось.

Но есть принципиальные для понимания вещи. Мне писали из Германии, что даже немцам нравится «Сталинград» за то, что там показан фашист с человеческим лицом. Тот самый, что ходит к русской блондинке, всё время пытается накормить и от чего-то спасти. Но однажды, увидев уже упомянутое выше сожжение женщины с ребёнком, набрасывается на предмет своего очарования и насилует. Типа стресс снял, да? А вот у меня бы после такого зрелища не «встал» бы ещё полгода... и кто из нас более нормален? То, что изнасилованная блондинка потом прибивается к нему, как к единственной защите во враждебном мире, говорит лишь о женской сути... но отнюдь не с лучшей стороны. Надеюсь, этот нюанс сына пока не заинтересует...

Если же вы действительно хотите увидеть фашистов с более-менее нормальными лицами, то советую вам посмотреть немецкий фильм «Наши матери, наши отцы». История двух братьев, где старший, убеждённый офицер вермахта, уже на фронте делает всё, чтобы убежать от войны, а младший, вначале почти пацифист, становится настоящим волчарой-фронтовиком, чтобы выжить. Вот там правда, а у нашего Бондарчука - «клюква». Обидно.

Ещё раз говорю - в фильме Бондарчука есть удачные моменты. Например, истории бойцов, рассказанные за кадром самим Федей. Но мы без них так ничего и не узнали бы о героях, за два с лишним часа их образы так и не раскрыты. Например, о командире - «он был профессиональным героем». «Профессиональный герой» - это Человек-паук или Бэтман, а тот был просто советским офицером, чья молодость выпала на очень непростой отрезок истории - КВЖД, «Испания», Финская, Великая Отечественная. Не надо нашим детям пудрить мозги, им это с успехом делают на уроках истории.

Говорят, «Сталинград» окупился в прокате. Если это так, то станет примером для остальных кинематографистов. Соответственно, история Великой Победы советского народа в любой нормальной семье окончательно перейдёт в жанр народного творчества с разглядыванием семейных альбомов.

Мне, как кинематографисту в прошлом, искренне жаль...

 

Леонид Черток

    


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (232)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20