Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Из Архангельска, с любовью. Послевкусие от Второго кинофестиваля ARCTIC OPEN (то, что в кадре, и то, что за ним)

Я ждал Второго целый год.

Как первый закончился, так и стал ждать. Ибо от него осталось хорошее послевкусие (об этом здесь). И губернатор (Орлов) сказал, что поддержит. И почётный президент (Угольников) обещал, что привлечёт. Помогли ли, привлекли? Об этом надо спросить у организаторов, вот уж кто герои-труженицы!

Я в свою очередь обещал, что уж на второй точно вытащу кого-то из своих друзей. Пока получилось с одним – друг из волосатой юности (Юсуп Разыков) привёз своё «Турецкое седло» (моя рецензия на него здесь). Плюс исполнителя главной роли Валерия Маслова, русского Энтони Хопкинса (лично моя ассоциация). Человек уникальной судьбы для обывателя и обычной для актёрской среды. Помните иронию молодых зрительниц к 40-летнему Смоктуновскому в «Москва слезам не верит» - «Поздновато начинаете»? А вы вот так попробуйте – в 60 первая главная кинороль и сразу в дамки, букет фестивальных наград! Но об этом в другом материале (готовлю интервью с Юсупом Разыковым).  

Юсуп, когда я его зазывал в Архангельск, сказал, что приедет хоть яуфы с плёнкой таскать. Обошлось, поставили в конкурс. Но я всё-таки переживал. Дело в том, что на Архангельске «Турецкое седло» заканчивает свою славную фестивальную судьбу, перестаёт быть новинкой экрана. Хотелось бы оставить приятные воспоминания о городе, где я 17 лет как окопался.

Хотите верьте, хотите нет, но члены разных жюри до момента закрытия фестиваля не знают, за кого проголосовали их коллеги из других временных объединений. Поэтому я перед началом церемонии награждения с замиранием сердца спросил у председателя полного метра, как ему «Седло». Алексей Агранович увлечённо начал издалека, что, де, ушёл с просмотра этой ленты на «Кинотавре», но здесь досмотрел до конца и нашёл для себя… но тут в зале Драмтеатра стал гаснуть свет.

Ну всё, подумал я, друг уедет неудовлетворённый, разве что с сёмгой в желудке и козулями в сумке (спецзаказ «Лучшему режиссёру»). Но когда объявили победителя в номинации «Лучший сценарий», громче всех орал, конечно, я.

Теперь Юс говорит, что приедет в Архангельск даже убирать снег перед кинокомплексом «Русь». Кокетничает, конечно.

Первый ARCTIC OPEN был скромный, трогательный, почти домашний. Члены жюри собирались в «кают-компании» библиотеки САФУ, все три конкурирующие группировки, полушёпотом ругались каждый за своим столом и с облегчением уезжали обедать. Студенты с подозрением смотрели на таившихся старпёров – этим-то чего здесь надо?!

На этот раз жюри заседало там, где ему и положено – поближе к зрителю, в фойе многозального «Миража» (ТЦ «Европарк»). Для меня-то просто праздник души и сердца – впервые за 14 лет сам себе покупал одежду (с примеркой) в бутиках. Захотел отдохнуть от бесконечных разговоров – каким должно быть идеальное кино, и есть ли такое в природе – нырнул в зал, посмотрел или поспал. Меня правда выводил из себя навязчивый запах попкорна – непременное амбре современного кинематографа, заменившее семечки, но не смог испортить общей атмосферы.

На этом серьёзность и крутизна нынешнего кинофорума не заканчиваются. Настоящая пресс-конференция с членами жюри в теле-радио «Поморье». И примерно 30 минут… стыда. Нет, не за организацию, за собравшихся журналистов. И вы, коллеги, ещё обижаетесь на отмороженных?! Ладно, не интересен вам Угольников, допускаю, что и кино вообще. Зачем тогда припёрлись?! Ах, редакционное задание… тогда отрабатывайте, включите интересовалку, в каком месте туловища она у вас произрастает? Ну, а если не можете, тогда геть из этой профессии туда, где любая инициатива наказуема. В вахтёры, например.

Вот, что значит, не было на прессухе членов нашего «Вольного дела», способных заполнить любую пустоту. Но в тот день одни не смогли… а мне как бы и не по чину.

Потом переехали к кинокомплексу «Русь». Признаюсь, с юности грезил красной дорожкой, ведущей к «Оскару». И вот в 59-ть сподобился. Ладно, не по красной, по синей, но это же стильно – цвет Арктики. И не прошёлся, а проехался… ох.

Тут позвольте небольшое отступление. Нелирическое, ибо с трудом сдерживаю себя от обсценной лексики.

Помните бесконечный спич о безбарьерной среде в городе? Кто только его не произносит – чиновники, депутаты, предприниматели. Но от слов не становится больше инвалидов-колясочников на улицах Архангельска. В том же «Европарке» на меня смотрели как на инопланетянина.  Не посетители, продавцы, по-моему, я у них такой первый. Хотя и специальный вход для колясочников, и туалеты с широкими дверями, поручнями и соответственной картинкой на дверях, и лифты, куда легко въезжаешь. Но раньше надо попасть во внутрь. Да, есть пандус. И он заканчивается наверху порожком, который ни с какого разгона не одолеешь. Не у всех же есть два здоровых волонтёра, как у меня в эти дни. И то мне перед ними постоянно было неудобно – чай, не штангисты. Неужели я первый об этом препятствии пишу? Или хозяевам торгового центра по фиг, инвалиды им кассу не делают?

А уж «Русь» просто песТня! С какой помпой открывали парк «Зарусье», где, по первоначальному плану, именно инвалидам самое раздолье. Я представлял, как нагулявшись хорошо будет заехать в кинокомплекс чего-нибудь съесть-выпить, заодно и кино посмотреть. Стал задавать наводящие вопросы. Мне ответствовали – работаем над этим. Так вот, испытано на себе – даже не начинали! Трудно на коляске просто подъехать к лестнице, ибо даже к такому мероприятию года никто не догадался снег почисть на площади перед входом. Пандус есть, но не для инвалидов, а для младенцев-каскадёров, что готовят к съёмкам римейка «Броненосца «Потёмкин» (помните душераздирающую сцену на Потёмкинской лестнице?). Внутри… ничего похожего. Лично автор добрался до зала на одних волевых, хорошо, что могу подняться на два пролёта. А другие, кто прикован к проклятому креслу, спинальники? Эй, Заря, эй, Дятлов… вы мне что обещали?! Когда прокатят на следующих выборах, вспомните эти мои слова…   

Ладно, выдохнул. Зато в зале… что называется – яблоку негде упасть. И это не на голливудский блокбастер, на авторский исландский фильм «Затерянные во льдах». О нём, кстати, диаметрально противоположные отзывы даже у членов жюри – от «на разрыв сердечной мышцы» до «надуманная шняга ни о чём». Я же воздержусь от резких эпитетов в обе стороны… скажу только, что на открытие пустил бы что-нибудь полегче. НО! Сидел в своей коляске у самого выхода и свидетельствую – за время более чем двухчасового просмотра зал покинули от силы три-четыре человека, и то по служебной надобности. Тем более, что все пришли по бесплатным пригласительным, денег за билеты не жалко. За время сеанса ни чавканья, ни бульканья, ни сопения. И аплодисменты на титрах, влажные глаза у особо чувственных. Вот бы творцы услышали эту тишину…

Вообще, на все четыре дня Архангельск стал киношным городом, показы в основном проходили при аншлагах, чем гости фестиваля не переставали восхищаться местными зрителями.

Тут я не могу не вспомнить слова директора ARCTIC OPEN Тамары Статиковой, сказанные ей в первый день на открытии деловой программы, где собрались все причастные. «Были времена, когда раз в год по нашему городу бродили нетрезвые стайки подзабытых актёров, деньги носились чемоданами, и это всё называлось «Сполохами» (примерно так звучало). Помню, лично наблюдал и даже описывал.  Тот губернатор (Ефремов) любил кино и себя в кино, дружил с Сергеем Жигуновым, и умел напрягать богатые коммерческие структуры на спонсорство. И даже я с трудом узнавал в этих освежённых лицах Семёна Морозова или Александра Голобородько, которые и в лучшие свои годы не были кумирами миллионов. Но всё равно это было красочное пятно в веренице серых буден. И, например, именно в Архангельске Александр Абдулов получил свою первую актёрскую награду за роль в сериале «Next», хотя сам за ней не приехал. А Алексей Серебряков приехал… и вон в какую глыбу вымахал.

Ушли те «Сполохи» вместе с Ефремовым, взамен нам обещали новые дороги. И где те дороги?..

Но вернусь-ка к своей специализации – короткому метру. В прошлый раз я работал со шведом и Хантом. Швед примерно моего возраста, ироничный, постоянно на стимуляторах… ему вообще всё нравилось. Хант серьёзный, даже замороченный, из тех молодых творцов, что считают любое своё дело миссией, мы с ним практически ни в чём не совпадали. Но зато я понял принцип работы в жюри с такими – выбрать для себя безусловного фаворита и биться за него до конца, идя на компромиссы.

В этот раз моими коллегами был исландец (совсем непьющий… постеснялся спросить причину), серьёзный как… его киноработы.  И питерский кинокритик Василий, люди его профессии всегда со своим взглядом. К тому же эти оба похоже друг на друга… минимум как двоюродные братья. Вот и борись с этим тандемом.

Зато у нас всех троих бороды, что сразу сближает и ментально, и профессионально. Принцип сработал – мой фаворит «Меня зовут Махаз» получил лучшую режиссуру в обмен на сразу две премии «Путешествию в Париж» - лучший фильм и лучшая операторская. Этот «Париж» мне совсем не понравился (почему, читайте здесь). Неравноценно, скажете? Ну, во-первых, их двое. А во-вторых… приз на подобных дебютах, тем более, сразу два, сродни волшебному пендалю, способному запустить молодых творцов на большую киношную орбиту. Подумаешь, что одним росчерком пера делаешь людям профессиональную судьбу… да жалко, что ли?

Вообще, оценка жюри – штука весьма субъективна и в каждой могут быть свои скрытые резоны. Я также не согласен с жюри полного метра по главным номинациям (кроме Юсупа, естественно), моими фаворитами были «У ангела ангина» и «Глубокие реки», не получившие совсем ничего. Ну, так это их полнометражное дело… главное, ритуал соблюдён.

А что в концовке? Прошлогоднего ажиотажа на закрытии не было, в зале остались свободные места. Ну так правильно, зрители идут смотреть кино, а не смотреть, кому на сцене какой диплом вручили, кого обошли – это забава сопричастных. Уже закончилась церемония награждения, а по городу ещё шли показы - это ли не показатель качества привезённых на конкурс лент (на голову выше, чем в первом ARCTIC OPEN, отвечаю). Слышал обывательские вздохи – почему в жюри совсем нет звёзд, нам бы Бондарчука какого-нибудь заваляшего. Объясняю – для дела в жюри больше нужны продюсеры и организаторы, позже это сторицей воздастся (должно, по крайней мере).

Слышал и критику профессиональных фестивальщиков – у вас всё не так, как положено. Да, не так, и пусть не так, а где положено, там и наложено. Меня, когда делал программы на ТВ, тоже обвиняли – это не телевидение. Конечно, не телевидение, если это делают театральные и киношные. Зато «Спид-инфо-видео» была единственная программа на канале «2х2», что два года стояла в рейтингах зрительских симпатий, ещё и полуночная (тема… сами понимаете).

Организаторы кинофестиваля – гиганты, они умеют заражать своей энергией. Такое впечатление, что эти 4 дня половина города волонтёрила и не спрашивала, когда домой. Всё было сделано по-архангельски – с теплотой и любовью… может, и не спеша.

Но не зря же в последний день на максимально высоком для фестиваля и региона уровне пошёл разговор о том, что пора в Архангельске не только что-то показывать, но и что-то снимать. Арктическое, северное, военное – неважное. Лишь бы камера крутилась.

У меня аж пальцы ног поджались. Теперь буду ждать третьего ARCTIC OPEN. Прямо с сегодняшнего дня и начну…

P.S. Пользуясь случаем, автор передаёт от своего друга Юсупа огромный респект Спартаку и Елене Резицким за постановку финального шоу и общую режиссуру закрытия кинофестиваля. Маэстро Разыков положительно очарован…  

Леонид Черток

(фестивальные фото разных авторов)   

      


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Март 2019 (147)
Февраль 2019 (243)
Январь 2019 (213)
Декабрь 2018 (274)
Ноябрь 2018 (234)
Октябрь 2018 (268)



Деньги


все материалы
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20