Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Трое из ада. Рецензия на фильм «Рай» Андрея Кончаловского

Сразу оговорюсь – готовясь к просмотру фильма (долго готовился, «Рай» никак не хотел появляться в Сети в приличном качестве), я изо всех сил старался абстрагироваться от личности его создателя, отношение к которой у меня… так себе.

Скорее, я ждал реабилитацию Андрея Сергеевича за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина». У Михалкова-среднего и без того последние работы были… замнём для ясности. Но именно «Почтальон» бил по живому, ибо напрямую касался Архангельской области, редко попадающей на кинофестивали венецианского уровня. И как о нас будут судить в европах после увиденного - Каждое утро житель Кенозерья Алексей Тряпицын просыпается и... подолгу смотрит на свои прикроватные тапочки фасона «пляжки». Наверное, думает - «какого хрена я родился на этом убогом севере, а не где-нибудь в Крыму, только что освобождённом от украинского ига?». Короче, читайте рецензию.

Уже по трейлеру было ясно – новое полотно нечто иное, чем тот полудокументальный рассказ о безнадёжно спивающемся, несмотря на красоту природы, северном крае (в обратном меня так никто и не переубедил), где даже любовь – не любовь, а сплошной онанизм. Здесь же строгая эстетика черно-белого кадра, чуть нарочитая стилизация под ретро 40-х прошлого века, самого неприятного его периода.

Речь о концлагерях. «Опять Холокост… о боже, не надоело?!» - воскликнет тот, кто любит рассказывать про своего школьного друга-еврея, «неплохой парень был, умненький, уж мне-то поверьте», кто не устаёт напоминать, что, кроме евреев, в газовые камеры попадали ещё и просто советские солдаты, а цифра в шесть миллионов нуждается в пересчёте.

Не горячитесь, господа, в «Рае» речь в основном идёт о спасении двух мальчиков-евреев. А детские жизни вне национальных предрассудков и уточнений, надеюсь, вы с этим согласны?

История войны в рассказе от трёх лиц. В полном смысле этого слова – сидят и рассказывают прямо на камеру. Никакого фона сзади… полное ощущение, что на допросе. И одежда одинаковая… то ли психушка, то ли СИЗО. Потом становится ясно, что это исповедь перед НИМ. И на карту поставлено только одно – попадёшь ты в РАЙ или АД. Много вы знаете в этой жизни грешников, сомневающихся в собственной святости? О том и речь…

Итак, три исповеди. Мне в очередной раз было жалко Юлию Высоцкую, играющую роль русской княгини (реальный прототип – Вика Оболенская), участницы французского Сопротивления, пострадавшей за то, что спасала от смерти еврейских детей. Опережая события, скажу – именно перед ней были открыты райские врата, как совершившей свой подвиг дважды (не буду раскрывать весь сюжет). Ну, а как иначе, такие люди причислены в Израиле к «Праведникам Мира» и, поверьте, это намного круче, чем Нобелевская премия мира, часто раздающаяся авансом и кому не попадя.  

А жалко Юлю потому, что даже в кадре видно, режиссёр не любит свою супругу. И дело не в том, что он затрахал (фигурально выражаясь) её работой, что видно и без гримёра. Просто я помню, как в аналогичной роли Сергей Колосов снимал свою Людмилу Касаткину (к/ф «Помни имя своё»)… посмотрите, сравните и всё поймёте.

Слава богу, что Кончаловский-режиссёр, как ни относись к его личности, в профессии не ремесленник и над ним не стоит идеологический отдел ЦК. Его княгиня отнюдь не комсомолка в лапах гестапо. Она способна на самопожертвование во имя спасения чужих детей и даже соседки по бараку – «тебе есть, для кого жить, а мне…». Но ради призрачной надежды на собственное спасение она готова на любые унижения (в том числе и половые), принимает и живёт по законам концлагеря, которые в этой трактовке мало чем отличаются от законов обычной российской зоны… ну, пусть более строгого режима. Рассуждения о том, что готова убить за пачку сигарет, веришь, что сделает. Чуть позже кадры предвоенного высококультурного оттяга на вилле где-то в Италии (впрочем, мораль незамысловата – вот, что с человеком делают вдруг изменившиеся обстоятельства… а то мы не знали). Признание за немцами-победителями абсолютного права «на всё», прежде всего, на её тело и её душу.

И при этом кадр, где она встречает в лагере вроде бы спасённых… но так и не спасённых ею мальчишек. Комок в горле, уж мне-то поверьте. И только за это ей одной ЕГО голос разрешает: «Входи».

Ещё более сложен красавчик-немец, тоже просящийся в РАЙ. Не просто гнусный фашист, а чистильщик. Инспектирует концлагеря, где уличает руководство в разных служебных злоупотреблениях. Ну, какие в Майданеке или Аушвице злоупотребления? Не сдали пару тюков обстриженных женских волос, мешок очков толкнули налево. По его отчётам надзирателей-садистов сажают, даже расстреливают, некоторые (особо нервные) кончают с собой. Его ненавидят от Бухенвальда до Треблинке. То есть, фактически приближает нашу победу, вершит суд раньше Нюренбергского.

Только что за всем этим? Вера в гений Гитлера - «Великие речи великого человека», Сталин тоже частенько «проводил ротацию» в руководстве ГУЛАГа. Точное следование букве закона – «в крематорий только евреев наполовину, кто на четверть – пусть живут» (странно, кстати, я лично знаю, что тотальное истребление шло до внуков евреев), но при этом убеждённость, что все евреи паразиты и достойны уготованной участи – «если переселить невозможно, придётся уничтожить». Любовь к русской княгине, на которую в прошлой жизни только облизывался (интеллигентно выражаясь), попытка её спасти, собственный путь на Голгофу… как хорошо, что кончилось время одномерных персонажей.

А ещё - о, бальзам на мою душу - этот истинный ариец и убеждённый нацист повторяет известный тезис о схожести двух режимов – «Если бы я родился в России, обязательно стал коммунистом». Эй, наследнички Сталина, посмотрите и заткнитесь!

Но есть ещё третий персонаж. Вроде бы ни к селу, ни к городу. Французский коллаборационист Жюль, типичный обыватель из местной полиции. Отличный семьянин и при этом похотливое животное с вялой потенцией (посмотрите фильм, сами убедитесь). Которого очень быстро убивают героические французские партизаны. Прямо на глазах сына. Увальня-Жюля ненавидит и презирает собственная жена, называет «гестаповцем». Он сам не верит, что достоин РАЯ, особо на него не рассчитывает, просто рассказывает ТОМУ, КОМУ невозможно соврать.

Зачем такой персонаж нужен? Как я понял, только для одного – Кончаловский получил политический заказ лишний раз «опустить» Европу в лице этого мерзкого Жюля. Показать, как она, особо не сопротивляясь, легла под Гитлера, и даже пыталась получить в этой позе максимум удовольствия. Даже пытаемые борцы Сопротивления здесь выглядят карикатурно. Современная аналогия вырисовывается? Тьфу, короче…

Не могу сказать, что «Рай» динамичен. Но смотрел, не отрываясь. А на финальных титрах вдруг вспомнил, как когда-то на «Мосфильме» обсуждали поведение семьи Михалковых во время августовского путча 91-го. Папа-Михалков рванул в ГКЧПистам, старший брат – в Шереметьево-2 и ближайшим рейсом во Францию, младший брат пришёл в Белый дом на подмогу Ельцину.

То есть, при любом исходе семья Михалковых ничего не теряла, у неё везде были «свои люди».

Как же хорошо не знать о режиссёре ничего личного…

Леонид Черток         

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы ищите большой интернет магазин инженерной сантехники, то вам к нам. Мы стоим долго на рынке инженерно-сантехнической продукции. Поможет в выборе страница http://fwater.ru/. Качество продукции гарантировано.


Добавление комментария

  • Имя:

  • E-Mail:

  • Комментарий:

  • Введите код:

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Август 2017 (142)
Июль 2017 (220)
Июнь 2017 (231)
Май 2017 (198)
Апрель 2017 (241)
Март 2017 (249)





Деньги


все материалы
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Яндекс.Метрика
Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано ФС по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.