Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Время пи (а ракета летит). «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского

И как же снимать кино о загадочной русской душе без этих непременных составляющих, без которых никакой правдивости нет и быть не может? Пришлось создателям ленты прибегнуть к компромиссу. В первом случае на экране возникает суровая надпись, в худших традициях предупреждений от Минздрава. Во втором текст героев перекрывает противный комариный писк. Такое у нас нынче время - Время пи...

Несколько причин смотреть «Почтальона Тряпицына». Фильм целиком снят на территории Архангельской области, неизбалованной вниманием кинематографистов. Практически все роли исполняют непрофессиональные актёры, что навевает воспоминания о таком стиле, как неореализм. Лента получила в Венеции «Серебряного льва», что является отличным промоушном (но лишь для западного проката). Режиссёр отказывается выставлять картину на премию «Оскар», бичуя потребительский подход к искусству кино, как исключительно к элементу индустрии развлечений. Телевизионная премьера «Тряпицына» назначена раньше его выхода на широкий экран, что лишний раз подчёркивает арт-хаусность ленты. Короче, моё кино, которое буду смотреть, отрешившись от родословной его создателя.

Помните юмористическую репризу из 80-х: «О чём это кино... да ни о чём»? Каждое утро житель Кенозерья Алексей Тряпицын просыпается и... подолгу смотрит на свои прикроватные тапочки фасона «пляжки». Наверное, думает - «какого хрена я родился на этом убогом севере, а не где-нибудь в Крыму, только что освобождённом от украинского ига?». Это мой вариант расшифровки данного символа, показанного с мельчайшими подробностями аж четыре раз, остальным заинтригованным режиссёр Кончаловский также милостиво и по барски разрешил додумать свой вариант.

Далее главный герой картины долго пьёт чай за просмотром очередного выпуска «Модного приговора». Что, по меньшей мере, странно, учитывая специфику его профессии. Дело в том, что работа почтальона, тем более деревенского, подразумевает раннюю побудку, тогда как данная передача выходит без пяти одиннадцати утра. В хорошей деревне к этому времени никого трезвого уже не найдёшь, кому пенсия выдавать прикажете? Впрочем, я совсем не удивлюсь, если Андрей Сергеевич таким витиеватым образом обозначил высокий социальный статус Лёхи Тряпицына - такие, мол, часов не соблюдает.

Дальше следует бытописание трудового дня деревенского почтальона с бесконечными «пи» в диалогах. Самое время вспомнить задачи, которые ставит перед собой уже упоминавшийся неореализм. Читаем в интернете: Неореализм [итальянский} стремился с максимально возможной достоверностью создавать образы и воспроизводить атмосферу из жизни рабочего класса и городских низов. Съемка велась не в студии, а на природе. Кинокамера свободно передвигалась с места на место, фиксируя в каждом эпизоде мельчайшие детали. Часто в основу фильма ложилось реально происшедшее событие. Упор делался не на отвлеченные идеи, а на чувства персонажей. Нередко фильм снимался без разработанного сценария, по ходу создавались и менялись диалоги. В съёмках зачастую принимали участие непрофессионалы. В неореалистических лентах отсутствует назидательный элемент; «маленькие люди» показаны с подчёркнутой симпатией, а их проблемы - с состраданием.

Насчёт симпатии к героям от Кончаловского у меня есть кое-какие сомнения, а остальное просто про него писано. Непрофессионалы в кадре, документальность, сценарий, что называется, с колёс - всё это есть в «Тряпицыне». С одним немаловажным уточнением - изначально неореализм возник на основе критики существующего режима. Неужели брат председателя Союза кинематографистов РФ снял фильм, держа фигу в кармане, а Костя Эрнст в это не въехал и дал фильму воскресный прайм-тайм?

Отдельно о деталях быта. В 80-х «Мосфильм» часто снимал в советских деревнях, и я хорошо помню интерьеры тех изб. Если что с тех пор и изменилось, то только наличие цветных телевизоров. А так, даже воду греют на электроплитках, а не в электрочайниках, но это, скорее, из-за слабости электрощитков, а не от тотальной нищеты. В остальном та же убогая мебель, стены в журнальных вырезках и прочие атавизмы социализма. Но есть момент, на котором режиссёр концентрирует внимание зрителя частыми повторами - аккуратная бедность соседствует с расхристанной нищетой. А достатка не видно в принципе, этакое гетто для маргиналов посреди божественной природы.

Чтобы не забыть - иногда Кончаловский ради любви к своим героям грешит против исторической правды. Мне странно слышать разговоры пожилых пейзанок о творчестве Клода Лелюша на примере его «Мужчины и женщины». Впрочем, допускаю, что та кинобабушка - потомок ссыльных интеллигентов, каких немало осело в Архангельской области после реабилитации, но тогда история требует дополнительных подробностей. Да и сомневаюсь я, что в том краю канал «Культура» принимается на обычную антенну, а спутниковую тарелку в фильме не приметил.

Леха Тряпицын - персонаж положительный, бросивший пить два года как. Лет ему... от тридцати до пятидесяти, с таким лицом и поведением точнее не определишь. Опять же при госслужбе, первый жених в районе. Было бы на ком. Та, что есть - инспектор рыбнадзора - предпочитает рукоблудить, чем отдаться чувству. Причём занимается этим посреди бела дня, когда в любой момент в дом может ворваться малолетний сын. Вот и гадай теперь, что в этом эпизоде зашифровал режиссёр - или необузданность героини натуры, или нелёгкий труд инспектора рыбнадзора, когда вечером руки до себя не доходят.

Ох уж эти метафоры и символы Кончаловского! Что в фильме делает кот, постоянно следящий глазами за Тряпицыным - кот Бегемот или его рабочая совесть? Я, конечно, плохо разбираюсь в кошачьих, даже недолюбливаю за излишнюю независимость нрава, но способен отличить обычную мурку от элитной породы. Как такого аристократа занесло в этакую глушь, где его история?

Окончательно меня добила сцена прихода Лёхи Тряпицына с мальчиком в святая святых космодрома «Плесецк». Как раз в тот момент, когда ракета отправляется на стартовую площадку. Туда не каждого аккредитованного журналиста допустят, а почтальона - без проблем. Неплохо бы Минобороне разобраться с этим бардаком.

Ещё один сбой неореализм Кончаловского дал в внутри современного торгового центра г. Мирного. Зачем нужна была эта сцена, понятно - показать, что от патриархальности XIX века до урбанизации XXI-го всего полтора часа хода на моторке. Но, чтобы девушка-бармен за стойкой, упакованная в стиле гранж, с таким пониманием и отзывчивостью восприняла фразу главного героя - «я не пил два года», набухав ему полный стакан водки, а потом отменила заказ, поменяв на мороженое, пардон, не поверю. Ведь обратно в бутылку не сольёшь, там дозатор. Или подразумевалось, что девчушка сама заглотила двести пятьдесят, восхищаясь принципиальностью Лёхи, и именно этой сцене аплодировала стоя Венеция? Что ж, в это верю безоговорочно.

Но самое страшное и неприглядное в фильме, на мой взгляд - это лица героев. Вот для чего нужны непрофессионалы, как не загримировывали в своё время в алкаша Федула Бронислава Брондукова, зритель всё равно любил его, как родного. А вот трезвого Лёху сложно, сразу проникаешься сочувствием к его самоудовлетворяющейся даме сердца. Говорите, у него душа красивая? Простите, не заметил. Речь почтальона Тряпицына скупа, скучна и нуждается в субтитрах из-за плохой дикции. Уж лучше в Архангельск за призрачным счастьем рвануть, тут я рыбнадзор прекрасно понимаю.

Последняя сцена фильма перед титрами вызвала у меня приступ гомерического хохота. Сидят два мужичка, у которых в жизни лишь водка да рыбалка, на фоне красот родной природы, а за их спинами в небо взмывает какой-то «Фотон-Протон». Что означает сей фаллический символ - клали мы на весь мир с прибором - я правильно понял режиссёрский посыл?

Так чему аплодировала стоя Венеция? Тому, что они, слава богу, не живут в таком г...ще? Что жители их деревень вешне не похожи на дриопитеков (я два месяца прожил в глухой американской провинции и видел только приветливые улыбающиеся человеческие лица)? Что их пенсионерам не приходится выживать на пенсию в 250 евро, а в каждый их дом подключен к телефону и интернету? Что их законы едины для всех - если введён запрет ловли рыбы, он распространяется и на генералов в том числе? Или рукоплескали мужеству губернатора Архангельской области Игоря Орлова, не постеснявшегося лично приехать для презентации ТАКОЙ жизни в своём регионе?

Какие ещё эмоции у меня вызвал последний фильм Кончаловского? Одно сплошное долгое пиииииииииииии... Уж лучше бы и дальше «Щелкунчика» снимал.

(кадр из фильма: так живёт русская северная деревня в во втором десятилетии XXI века)

Леонид Черток    

 

  

 

 

Вы любите смотреть телевизор, то вам следует посетить сайт http://itelevisor.ru. Сотрите лучшие каналы только тут. Заходите к нам на сайт!


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (178)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20