Существует много вариантов определения этого понятия. Например: молодые люди, ведущие определённый (гламурный, богемный...) образ жизни, в основном делающие карьеру на связях своих родителей. Или более короткий вариант (он мне больше нравится): мажоры - те же гопники, только с большими деньгами...
Стоп! Почему «появилось»? Мажоры были и в Союзе. Школа, в которой я учился, стала мажорной ещё в 30-х, когда рядом возвели Дом правительства (Дом на набережной). Дети Свердлова, Микояна, Стаханова - кто они? Но это было мажорство с героическим налётом - из выпускников моей 19-ой семь стали Героями Советского Союза. У них была большая привилегия - раньше всех идти в бой и погибнуть. Например, сын знаменитого полярного лётчика Николая Каманина Аркадий сел за штурвал боевого самолёта уже в 16-ть...
При мне никто подвигов не совершал. Просто по несколько человек с выпуска поступали в МГИМО. Уже в начальных классах они знали, кем станут, вплоть до дипломатического ранга. По принципу - «ведь у посла тоже есть сын...».
Режиссёр фильма «Духless» Роман Прыгунов, сын известного советского актёра Льва Прыгунова («Сердце Бонивура», «Трактир на Пятницкой»...), из таких же. Как и продюсер картины Фёдор Бондарчук, чей папа в представлении не нуждается. А ещё Тигран Кеосоян, Денис Евстигнеев, Филипп Янковский, Михаил Мукасей... эти ребята стартовали в 90-х с музыкальными клипами и дождались Большого кино. Совсем не значит, что они шибко талантливые, их сегодняшние киноопусы за редким исключением свидетельствуют, как раз, об обратном. Просто дружили с детства между собой и вовремя, не без помощи титулованных родителей, захватили площадку, приносящую бабки. Посторонних на неё не пускали, пусть, вон, авторским кино балуются...
О родителях главного героя «ДухLessa» мы таких подробностей не знаем. Скорее, он мажор-разночинец, есть и такая категория. В юности по ночам переводил с английского экономическую переодику, стал топ-менеджером французской финансовой корпорации (два языка, как минимум). Но уж потом оттянулся: пьёт всё элитное, что горит, нюхает всё, что в трубочку из стодолларовой банкноты влезает, трахает всё, что шевелится в эксклюзивном белье по пятьсот гринов комплект. Потом он влюбляется в молодую анархистку и принимает участие в идиотских акциях. Потом он нарывается на работе на увольнение. Далее его кидают на деньги, вложенные в новый бизнес. В итоге Макс (его звали Макс) просыпается на мусорном полигоне душевно очищенным и с верой в завтрашний день. Вайда, блин, а не Прыгунов, ещё бы чуть-чуть таланта от великого Анджея.
Это я вам рассказал краткое содержание киноленты, пока не забыл. Как забыл содержание литературного первоисточника, книги Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке». Серёжа, бывший специалист по торговле элитным алкоголем, написал книгу в 2006-ом. Типа, очистился от скверны, публично вскрыв все язвы своего круга, и ушёл вещать о демократии на телевидение и в какой-то общественный совет при Медведеве. Бывшие коллеги его за это даже не побили.
Повторяю, книгу почти не помню, поэтому лажу буду искать в киноверсии. Как я понимаю, задача перед создателями стояла простая, как шанцевый инструмент - вызвать у простого зрителя классовую ненависть к классу топ-менеджеров. Но, пардон, это Минаев с Прыгуновым преподносят их нам, как халявщиков, гребущих деньги лопатой. На деле же, это труд по двадцать часов, отказ себе во всём, постоянное напряжение. Особенно в случае с Максом - французы известные жадюги, лишнюю чашечку кофе никогда не предложат за их счёт. И уж если платят россиянину такие деньжищи, значит, он того стоит. Ко всему прочему эти деньги остаются крутиться здесь, какой-никакой, а прибыток отечественной экономике.
Я тут вспомнил, что герой книги был топ-менеджером по продаже консервированного горошка. Помните, какой это был дефицит в советские времена? Раз в год, в заказах, на новогоднее оливье. Получается, литературный Макс был не только торчком-бабником, но и борцом за наполнение продуктового рынка страны. Для усиления отрицательного эффекта киношный Макс занимается полной фигнёй с точки зрения авторов - собирается строить элитный коттеджный посёлок в Подмосковье с участием иностранного капитала. Вы поняли? Он Родину распродаёт заморским буржуям! Но, с другой стороны, что ещё делать простым жителям Подмосковья, где сельское хозяйство давно декоративного свойства, если они не нашли работу в Москве? Такой посёлок даст сотни рабочих мест для жителей окрестных деревень. Или ждёте, что там вот-вот откроется социально-значимый завод для производства чего-то нужного Родине? Три ха-ха!
Что касается линии загулов Макса, которым посвящено (прикидочно) 75 % экранного времени. Лично мне в голову навязчиво лезли кадры из фильма Дениса Евстигнеева «Лимита», снятого в 93-ем году. Там ребята тоже гуляли не по-детски, с жиру бесились, стадионы зачем-то покупали. Помню, как один удивлялся, на хрена ему киностудия нужна, которую спьяну прикупил, если он в этом ни хрена не рубит.
Но это было время шальных денег, «первичного накопления капитала», когда, что не посей, всё всходы давало. К тому же лихие парни те были ХОЗЯЕВАМИ бизнеса, а не наёмными трудягами, которых завтра выкинут взашей. Даже в самом кинопроизводстве сегодня так не пьют - не гуляют, здоровья и на работу не хватает. Недавно кризис прошёл, многому научил. А уж покупка вслепую ночного клуба совсем за уши притянута, так сегодня бизнес не делается, особенно зависимыми людьми. Говорите, Макс на друга полагался, специалиста в клубном бизнесе? НЕТ ДРУЗЕЙ В БИЗНЕСЕ! Об этом каждый начинающий официант знает, не то, что топ-менеджер...
С женщинами в рассказанной с экрана истории тоже какая-то лажа. Во влюблённую, но нетронутую секретаршу, верю, видел таких. Пробуждение с двумя незнакомыми девицами в койке - просто зарисовка из прошлой жизни. Но эта Юля-анархистка... Знаете, спорить могу, что подавляющая часть мужской аудитории «Духlessa» в глубине души будет завидовать этой части жизни Макса, особенно те, кто сам через такое не прошёл. И девушка, ради которой он такую жизнь готов бросить, должна быть... ух! Почти инопланетянка. А Юля не инопланетянка, плюс взгляд шалавы, он среди таких же живёт 24 часа в сутки. Возможно, от неё по-особому пахнет, но нам по ту сторону экрана этого не понять. А хотелось бы.
Да и вообще, линия анархистской группы вырисована как-то неубедительно, слабая копия медийно раскрученной «Войны».
Так что, не стоит смотреть фильм «Духless»? Стоит. Прежде всего, членам исполнительного комитета политической партии «Единая Россия». Пусть полюбуются, чем занимается во время, свободное от заседаний Госдумы, член их фракции Мария Кожевникова, более известная простому народу, как Аллочка-пипец из сериала «Универ». Докладываю (или доношу, в этом случае мне без разницы) - она там публично занимается сексом, нарушает правила поведения на транспорте, создавая тем самым аварийноопасную обстановку на дороге, и матерится. Матерится открыто, грязно, с хорошей артикуляцией, известными словами на х, м и б. Причём делает это первой по сюжету, за ней начинают и остальные персонажи, то есть, подаёт дурной пример. Заметьте, спродюсировал всё это Федя Бондарчук, тоже не чужой человек партии власти...
Ни боже мой, я ни секунды не ханжа, слова эти для меня не в новинку. Но когда-то создал свою теорию развития матам в постсоветском обществе. Вряд ли открою большой секрет, если скажу, что до перестройки люди интеллигентных, особенно творческих профессий, матерились так, как ни на одной плодоовощной базе. Даже женщины, про тексты, выдаваемые Фаиной Раневской, до сих пор слагают легенды. Но в этом был некий внутренний протест советскому пуританскому официозу. Когда же неожиданно всё стало можно, мат сначала выплеснулся на экран и на сцену, и быстро ушёл. Он потерял свой шарм и смысл, каждый и так мог говорить, что хотел, и как хотел. В итоге, все эти х, м и б остались лишь в лексиконе маргиналов.
Пусть теперь мне попробуют доказать, что та сцена была необходима для художественного осмысления невероятно сложного в философском плане фильма «Духless». Или это Пипец-Кожевникова передавала с большого экрана привет своим соратникам по партийной работе на доступном их восприятию лексиконе?
В последнее верю сразу и безоговорочно...
Леонид Черток