Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

А ковчег всё плывёт… «Однажды в провинции» Кати Шагаловой

 

Вы спросите, к чему такая хрень? Всё просто. Время было не лучшее для кинематографа, телекомпания предпочитали покупать уже готовый продукт, а не вкладываться в его производство. Соответственно, самой трудной задачей было найти инвестора. Таковым на местном уровне мог быть один. Тот, что сегодня на Украине скрывается (не Шаулов!). Но, то ли не понравилась идея Владимиру Ярославовичу, то ли не те её к нему заносили, то ли не заносили вовсе. В общем, не сложилось, и точка.

Именно поэтому я садился смотреть, вернее, ложился из-за позднего времени «Закрытого показа у Гордона» с лёгким чувством ревности и печали к несбывшемуся. Но с интересом. Где-то читал, что на одном из ММКФ Ирина Розанова грозилась покинуть жюри, если «Однажды...» получит-таки главного «Святого Георгия». Наверное, актриса взяла не самый лучший пример с Владимира Меньшова, тоже разбрасывавшегося конвертами со «Сволочами», а, по сути, оскорбившим своих же братков-киношников. Или ей стало обидно за свою малую родину (то, что Ира не москвичка, не из Питера и, даже, не из «миллионника» на ней крупными буквами написано). Или пыталась сделать промоушн априори не кассовой ленте. Последнее точно не получилось, шагаловская «Провинция» никак не хотела ассоциироваться с «Америкой» Сержио Леоне. А жаль, фильм-то вполне достойный.

Сразу оговорюсь, я не готов этому кино ставить окончательный диагноз хороший/плохой. Однако уже третий день в голове крутятся кадры из него. Значит, зацепило, значит, стоит порассуждать...

Начну сразу критики, ибо пересказывать сюжет дело неблагодарное, а в данном случае и бессмысленное. За ничего пока не говорящей даже продвинутому зрителю фамилией Шагалова скрывается родная дочь известнейшего сценариста Александра Миндадзе. Перечислять его фильмографию долго, просто вспомните все фильмы Вадима Абдрашитова, не ошибетёсь. Мама режиссёра тоже из той тусовки, менее известная широким массам актриса Галина Орлова.

Родители имеют значение - у кинематографических детей почти всегда плохо обстоят дела с собственным знанием жизни. Ну, мальчикам-то попроще, они, хотя бы, в армию могут сходить. А вот с девочками просто беда - только замуж, и опять же, за своего. Поэтому Кати (именно так склоняется это грузинское имя, а не фамильярное от Екатерины) много и долго обвиняют в заимствовании сюжетных ходов, формы подачи и образов. Начиная с «Трёх товарищей» Ремарка и кончая «Братом» Балабанова. Я тоже смотрел и удивлялся - где-то видел эти мизансцены, лица и интерьеры. Только в конце торкнуло - это же «Всё будет хорошо» Астрахана! Только в той перестроечной сказке о Золушке из моногородка всё действительно шло к лучшему, пусть через грязь, мат и пьянство. Рок-звезда, ушедшая за славой в одних тапочках, возвращается за своей птушной невестой на трех белых «Линкольнах», вчерашний олигофрен получает Нобелевку, его папа, проворовавшийся завсклад, превращается в первого на Руси олигарха, бравый десантник успокаивается в родных цехах родного завода... да вы сами всё не хуже меня помните.

И у Кати завод с толпой мрачных работяг. И у неё безнадёжная общага с одним «помывочным» днём на всех, как будто не прошло двадцать капиталистических лет. И опять единственное развлечение - игра в бутылочку, но без поцелуев. Однако если кто-то и возвращается в провинциальную жизнь, как актриса сериалов, то побитой собакой за новыми побоями. Вот так, никакой тебе вертикали, никакой модернизации, никаких нефтяных цен, всё мимо. И как же здесь люди живут? Так и живут. Потому что по-другому не хотят, нет воли...

Но фильм не об этом. Я представил мужской взгляд на проблему, а Кати - девушка. Её больше интересует любовь, о ней она и снимала.

Я редко смотрю обсуждения фильмов у Гордона, поздно, спать хочется. Но тут смотрел. И очень был удивлён, почему и сторонники, и противники такой российской  «Провинции» заметили лишь социальные огрехи нашего времени, нестыковки с действительностью.

С которыми я в большинстве моментов согласен. Например, интереснейшая ситуация с главными героями, произошедшая в их добрачную молодость, осталась за кадром. Понятно одно, солдат-срочник крутил шуры-муры с дочкой генерала, пока копал сортир на его персональной даче. За что строгий папаша укатал бритого Ромео... А вот куда, я так и не понял. Он еще с тремя сослуживцами постоянно пьёт за то, что «плохое прошло, началась новая жизнь». А что плохое - Чечня, авария на атомной подлодке посреди Мирового океана, или дисбат? Круто и первое, и второе, и третье, где подробности?

Но и без них, мой армейский опыт подсказывает более мирное развитие сюжета. Уж какой в нашей дивизии был серьёзный мужчина, командир рембата, солдат за домашних животных не считал. Так и он размяк, когда его единственная дочь, залетев от водителя командирского «уазика», заявила папаше о вечной любви. И ходок-водила не только дослужил в прежней должности, но и поступил в военное училище. Не куда-нибудь, а в Москву, к любимому тестю поближе...

И, всё-таки, соглашусь с Кати, жизнь - одно, кино - другое. Мне странно видеть, как в рабочем посёлке, где все соседи, бритоголовые скинхеды метелят негров-работяг, а их, в свою очередь, карают «воины-интернационалисты». Ну, а на ком четверка бравых парней должна была показать свою удаль? Не на кавказцах же, представляю, чтобы навесили на Кати за такой сюжетной ход. Хотя, в реалии именно так и происходит.

И такого национального набора в глубинке не встретишь, вьетнамцев - ещё куда ни шло, а вот арабов с эфиопами не встречал. Но, стоп, вы повнимательней присмотритесь к сцене дня рождения, тоже не раз обруганной критиками за недостоверность и схематичность. Это же настоящий Ноев ковчег, где каждой твари по паре. Только тот, библейский, выплыл и спас своих обитателей. А этот плывёт, но тонет. Потому что пассажиры плохо барахтаются, им по кайфу медленно идти на дно.

Хотя, где оно, это дно, где его отметка? Если судить по лицам участников, они еще в той «Марианской впадине» родились, этот жалкий моногородок для них настоящий прорыв в большое и светлое будущее.

Ох, опять я о своём, о мужском. Вернусь к тревогам автора. Кати Шагалову больше всего интересует природа женской личности. И не столько участковая-фэншуистка, в потрясающем без всяких оговорок исполнении Любови Толкалиной, сколько та самая генеральская Джульетта, которая дождалась своего Ромео оттуда, куда Макар телят не гонял. Не просто дождалась, а ещё и родила от него, и из дома за ним ушла в вонючую рабочую общагу.

В этом месте для сценариста-режиссёра женского пола начинается самое интересное. По мнению критиков, в фильме у Кати все мужики козлы, трахают, что под руку подвернется, этакий российский октаэдр (по аналогии со шведским треугольником). Тещи, жены, сёстры, всё в одну кучу. А в жизни такое, разве, не случается, пусть и редко? При чём, по пьяни, из дурного куража и сексуальной всеядности. Здесь же за каждым адюльтером стоит любовь. Пусть странная, от одиночества и бесперспективности встретить другую, от не знания иной жизни. Но хорошо, что хоть такая, есть в России места, где никакой нет.

Главный вопрос от женщины-режиссёра - чего надо этому крутому дембелю с отбитой башкой? Генеральская дочь его любит, терпит все побои и измены, родную сестру ментам сдаёт а он всё к милиционерше в белых сапогах тянется. При этом говорит громкие и не раз читанные слова о том, что сожительницу свою хочется, прежде всего, уважать, а уж потом... ну, вы поняли. А это, старичок, кому что нравится, вон однополчанин корейской национальности так и хочет на твоё место от самостоятельной не в меру малолетки. Которая, до кучи, ещё и родная дочь милиционерши. О, бардак, однако все при деле...

Знаете, не буду вам советовать смотреть этот фильм, он на любителя. Может, я и извращенец, хотя со стороны, говорят, не очень заметно. Мне интересны чудные и нестандартные характеры, такие отношения, в которых сложно разобраться. Что касается реальности показанного убожества, так я в нашей стране ещё и не такое видел. И инструкцию к спасению писать бесполезно, не тот народ.

Тем более, что ковчег-то плывёт...

 

Леонид Черток         


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (307)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20