Впрочем, полтора миллиона - цифра, что называется, компромиссная. По бухгалтерским документам самой большой «фабрики смерти» установлено, что через Освенцим прошло около трёх миллионов заключённых, «транзитом» отправлявшихся в Майданек, Дахау, Треблинку и прочие «поселения» подобного рода. То есть, с уверенностью можно говорить, что через Аушвиц-Биркенау прошли 3 000 000 потенциальных смертников, из которых выжили совсем немногие.
Сначала о том, что такое Освенцим (а то поколение, однажды выбравшее пепси и Человека-паука, может этого не знать).
Начиная с 1940 года, когда в предместьях небольшого польского городка Освенцим под Краковом в бывших казармах был создан концлагерь, в него по железной дороге прибывали эшелоны с заключенными, примерно по 15-20 тысяч человек в день. Все эти люди были не просто обречены на смерть. Третий рейх хотел извлечь из их уничтожения максимальную пользу. Сразу же после выхода из вагонов заключенные проходили в лагерные ворота с надписью «Труд делает свободным».
Сначала узникам приказывали оставить вещи, раздеться и пройти санобработку. Перед этим и мужчин, и женщин стригли. Волосы несчастных превращались в сырьё для немецкой военной промышленности. К примеру, ими набивали спальные матрасы на подводных лодках германского военно-морского флота, их же применяли при изготовлении сукна, идущего пошив шинелей для рядового состава вермахта. В местном музее до сих пор хранятся за стеклом человеческие волосы, оставшиеся в Освенциме с последних лагерных дней. Их вес равняется двум тоннам, так написано в пояснении к экспозиции.
А рядом прямо на полу - гора очков и пенсне. Тут же до потолка громоздится обувь. Пунктуальные гитлеровцы сразу же после того, как отправляли узников на смерть, приказывали так называемым «зондеркомандам», сформированным из других узников, разбирать их вещи, чтобы все, что можно, пошло на пользу рейху. Перед тем, как отправить трупы в печи пяти крематориев, у мертвецов выламывали изо рта золотые зубные коронки. Именно выламывали при помощи молотка и зубила, а не вырывали. Вроде бы и мелочь, но на самом деле существенный штрих к моральному портрету тех, кто заправлял в лагере.
Ещё в Освенциме нацисты проводили эксперименты по использованию человеческой кожи. В музее хранятся абажур лампы и перчатки, изготовленные из неё. Помните, как одна пишущая идиотка из «Комсомольской правды» пренебрежительно высказалась в адрес тех, из чьих предков делали абажуры: «Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше бы было проблем»? Запредельный по цинизму пассаж этой Ской-беды (вот уж говорящая фамилия) относился непосредственно к Леониду Гозману, то есть, касался евреев вообще. Так вот, пальцем в небо попала дева. Ибо, как нам, школьникам начала 70-х, рассказывали на уроках истории - абажуры делались преимущественно из татуированной кожи, вся её ценность была именно в нательной живописи. Но наколки никогда не были составляющей частью еврейской традиции, даже одесские уголовники ими пренебрегали. Так что на производство этих, с позволения сказать, «предметов прикладного творчества» шла преимущественно кожа славянских узников фашизма, возможно родственников Скойбеды (если, конечно, во время войны они были по нашу сторону баррикад).
Кроме того, тысячи заключенных подвергались бесчеловечным медицинским экспериментам, женщины принудительно стерилизовались. У моей израильской приятельницы родной дядя оказался в числе «подопытных объектов», после освобождения сам стал врачом, но всю жизнь страдал целым набором заболеваний, безобразно растолстел. Правда, он был заключенным другого концлагеря, но свои «доктора Менгеле» везде находились. Там же впервые были опробованы и получили «путёвку в жизнь» передвижные газовые камеры, где для отравления обречённых применялся газ, печально знаменитый «Циклон Б», которому идеологи немецкого нацизма отводили особую роль в окончательном решении всех «расовых вопросов» скопом.
Ну что, детишки, прониклись прочитанным, мороз по коже продрал? Если нет, значит, у вас самих большие проблемы с нравственностью...
27 января также считается официальным Днём памяти жертв Холокоста. Почему? Потому:
Над просёлками листья - как
дорожные знаки,
К югу тянутся птицы, и хлеб недожат.
И лежат под камнями москали и поляки,
А евреи - так вовсе нигде не лежат.
А евреи по небу серым облачком реют.
Их могил не отыщешь, кусая губу:
Ведь евреи мудрее, ведь евреи хитрее, -
Ближе к Богу пролезли в дымовую трубу. (А. Городницкий «Освенцим»)
По официальным данным из 1 500 000 уничтоженных в Освенциме 1 100 000 составляли именно евреи (достаточно, чтобы у вас бабушка или дедушка были лицами этой национальности). Собственно, под них и создавалась главная польская «фабрика смерти», в 1940 году германское командование не готовилось к затяжной войну с СССР, надеясь на очередной блицкриг. Собственно, и Польша была выбрана под строительство концлагерей отнюдь не случайно, ведь немцы очень рассчитывали на «посильную помощь» со стороны местного населения «по решению еврейского вопроса». И не ошиблись. В Америке при мне один поляк стал воодушевлённо рассказывать, как их семья ловила сбежавших из Варшавского гетто евреев и сдавала за рейхсмарки оккупационным войскам - это был лучший бизнес в его жизни. Ну, разбил я прилюдно этому уроду лицо... вот только за что не понял ни он, ни присутствовавшие при этом его соплеменники.
Мало того, уже после окончания Второй мировой войны чудом выжившие в концлагерях польские евреи часто подвергались погромам и избиениям со стороны своих соседей (Краков - август 1945 г., Кельце - июль 1946 г...). Впрочем, это отдельная, но не менее гнусная и страшная тема.
Я не знаю, погиб ли кто-то из моей семьи в огне Холокоста (шестеро детей от первого брака моего прадеда Ицхака после революции остались на Украине, и судьба их неизвестна). Пока у меня есть все основания считать, что это у немцев больший счёт к Чертокам - отец, судя по боевым наградам, воевал весьма достойно, начинал снайпером, а в последний год войны командовал ротой автоматчиков. Он же мне рассказывал, как его полк проходил с боями совсем недалеко от Освенцима, у них было другое задание командования. Но ему довелось видеть концлагеря на территории Латвии...тоже было, отчего можно поседеть в одночасье.
Но даже не имея личного счёта за Холокост, я готов плюнуть в лицо любому моральному уроду, считающему возможным спорить, сколько евреев было уничтожено немецким фашизмом - шесть миллионов или «только» пять с половиной...
Польский Аушвиц-Биркенау - навеки проклятое место. Как вы думаете, куда девался пепел сожжённых в печах его крематориев? Да-да, его рассыпали по местным полям, «чтобы лучше росло». Земля, пропитанная скорбью и горем, какие нужны к этому комментарии?
А ещё хочу сказать, что люди там теряли человеческий облик. Причём все, и те, кто ходил в полосатых робах, сходя с ума от голода и неизбежности своей гибели. И те, кто их охранял, потому что нормальному человеку с малейшим представлением о нравственности проще было застрелиться или, как минимум, написать рапорт об отправке на Восточный фронт, чем участвовать в ЭТОМ. Вы поищите в интернете досье на «тружеников» этой «фабрики». И ужаснётесь, там нет профессиональных палачей, дрессировщиков диких животных и даже стоматологов. Инженеры, учителя, добропорядочные бюргеры, педиатры и ветеринары. Что превратило их в нелюдей, в садистов? Лично для меня, загадка...
Посему у меня вопрос - неужели кто-то не понимал, куда и зачем собираются люди 27 января 2015 года?
Польский дипломат, чьи слова об освобождении Освенцима украинцами уже неделю муссируются нашими СМИ, повёл себя, как приготовишка. Я тоже в детстве, насмотревшись фильмов про войну, думал, что на Украинском фронте воевали украинцы, на Белорусском - белорусы, а на Калининском - жители Калинина. Кстати, мне мой отец рассказывал, что после тяжёлого ранения попал в Сибирскую дивизию, сформированную в основном из сибиряков, так что какая-то логика в этом есть. Правду я узнал классу к пятому, ну, а тот дипломат не узнал... не так уж она была нужна поляку.
Но другие. Те, кто про трагедию концлагерей знает с рождения. Кто рос под звуки «Бухенвальдского набата». Для кого название «Бабий яр» имеет сакральный смысл. Зачем устраивать публичные разборки на тему «пригласили - не пригласили», это же не свадьба в конце концов?! Я не только нашего президента имею в виду, но и принимающую сторону, которая, как и все люди мира, должна замереть перед масштабами произошедшей 70 лет назад в тех местах трагедии.
Евреи случившееся с ними в Холокост называют просто и ёмко - Катастрофой. Так вот то, что происходило за кадром официальных мероприятий, я иначе, чем катастрофой мозга, тоже назвать не могу.
Старший сын частенько спрашивает - почему до сих пор не изобрели лекарство от рака, ведь от него каждый год погибает кто-нибудь из знакомых. Теперь у меня есть ответ на этот вопрос - тот еврейский мальчик, что должен был открыть его, погиб в печи Освенцима. А тот, кто должен был изобрести альтернативное топливо, был там же задушен в «газенвагене». И так далее, не говоря уже о не снятых фильмах и ненаписанных книгах. По-моему, очень доходчиво.
Наша память изнасилована постоянным переписыванием истории, как на официальном (педагогическом) уровне, так на общественно-народном. Когда-то на кухнях под гитару мы пели «Штрафные батальоны» Высоцкого, потом о них же снимали фильмы, а совсем недавно выяснилось, что это был подлый поклёп на товарища Сталина, без которого бы мы никогда не побелили в Великой Отечественной. В детстве мы думали, что победа над фашизмом - наше общее дело, к нему причастны и грузины («Отец солдата»), и киргизы («Материнское поле»), не говоря уже об украинцах, а все они вместе сбивали фашистов в небе («В бой идут одни старики»). Теперь же начинает вылезать историческая правда, подсчёт того, кто больше сделал для победы.
Вам это нужно в год 70-летия? Мне, как сыну фронтовика, таки нет...
Леонид Черток