Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

И пусть весь мир подождёт. Инфантильная Норвегия в фильме «Худший человек на свете»

Уже больше трёх месяцев практически из каждого утюга нам говорят – этот мир никогда не будет прежним. А Россия – тем более.

Не в последнюю очередь это касается кинопроката (подробности здесь). Голливуд-продакшн практически ушёл с российского кинорынка, отечественный продукт когда ещё займёт освободившуюся нишу. Как временную альтернативу нам предлагают европейское кино. Стильное, умное, часто непонятное не только обывателю, потребляющему духовный продукт с обязательным попкорном.

О норвежском фильме «Худший человек на свете» я услышал от кинокритика Егора Москвитина, упомянувшего его в списке нежданных финансовых успехов отечественного проката – «заработал достаточно много денег». «Достаточно много» понятие относительное, по данным КиноПоиска его у нас посмотрели меньше 60 тысяч зрителей. С учётом посещаемости среднего американского блокбастера… мда, но могло быть и хуже.

К тому же слукавили прокатчики, рекламировавшие «Худшего человека» то как трагикомедию, то, вообще, как «чёрную комедию». Конечно, отдельные элементы того и другого жанра там есть, но очень дозированно (от второго, разве что, поедание галлюциногенных грибов и сопутствующие процессу глюки).

По мнению автора этих строк, фильм – типичный арт-хаус, помноженный на скандинавскую ментальность, кто-то прочит ему статус культового для очевидцев третьего десятилетия XXI века. Добавим премьерный показ в Каннах (пусть и со сдержанными аплодисментами), две номинации на «Оскар». Плюс режиссёра – Йоакима Триера, как утверждает Википедия - дальнего родственника того самого великого Ларса с приставкой фон. Стоит смотреть? Попробуем…

Если коротко о сюжете – это история норвежской девушки Юлии из Осло. Девушки не только статусно (хронически не замужем), но и поведенчески. Поступила в медицинский на хирурга. Разочаровалась в выборе – перешла на психологический. Тоже не её – купила на последние деньги крутой фотик. Он не кормит – приземлилась за кассой книжного магазина. Пробует себя в блогосфере с надеждой на будущий успех.

Всё это нормальный поиск себя в двадцать лет (или чуть старше), если бы Юлии не был уже ТРИДЦАТНИК (хотя по виду и не скажешь). Место действия имеет значение, Норвегия в период резкого скачка нефтяных цен – лакомый островок социального благополучия для беженцев из стран третьего мира, не говоря о коренных норвежцев. Бытовые проблемы по любому решаются, ищи себя хоть до пенсии.

Но Юлин профессиональный инфантилизм имеет логичное продолжение в её личной жизни. Пройдя через череду студенческих романов, она утешается в объятиях сорокалетнего (с хвостиком) успешного автора комиксов. У которого одна, но почти неразрешимая проблема – издатели не хотят публиковать ж…ы (да, вы правильно прочитали) в графике оригинала, а именно в них заложен глубинный смысл с социальным и даже политическим подтекстом. Об этом великовозрастный любовник может говорить часами и ждёт полного понимания пополам с сочувствием.

Но Юлия не хочет понимать, осознавая (и декларируя), что до таких тонкостей не доросла. Как не доросла до деторождения, спит в ней материнский инстинкт, хоть ты тресни. Зато партнёр дорос и даже перерос (в его-то годы), но старается относиться с пониманием к проблеме любимой. Лишь изредка тактично напоминает – а неплохо бы нам…

Далее происходят события, с которыми зритель наверняка сталкивался в жизни, по крайней мере, наблюдал. Молодой женщине скучно и неуютно в компаниях ровесников своего траченного жизнью партнёра, там ведутся взрослые разговоры о новаторских поисках в искусстве создания комиксов и, о ужас, проблемах воспитания подрастающего поколения. Всё это смотрелось органично, если не вспоминать о физиологическом возрасте героини – 30. Ну, не 20 же, чёрт возьми, перезрела Лолитка!

При этом умудрённый бойфренд ведёт себя не в пример деликатней, ходит на встречи с родителями избранницы, где свои погремушки, старается сгладить возникающие неловкости в общении самых родных людей. Когда Юлия продолжает гнуть свою подростковую линию и не может простить отца, покинувшего её семью в какие-то мохнатые годы. Отец не алкоголик и не плэйбой, просто равнодушный по жизни человек, зацикленный на собственных проблемах, что его новая семья приняла и смирилась. Ох уж эти нордические характеры! Или могут себе позволить, потому что вокруг всё стабильно? Обе половинки распавшейся семьи безмолвно принимают любой выбор дочери, что личный, что профессиональный. Вы представляете шухер в российской семье с теми же вводными?! А тут ни одного вопроса – «когда замуж выскочишь?», «когда внуков ждать, дурище?». Полное уважение к прайвеси дочери.

При таком хроническом непонимании между партнёрами, единственный путь – поменять партнёра, это международный рецепт. Наилучший вариант – найти себе подобного и по возрасту, и по внутреннему содержанию. Что Юлия и делает, зайдя с улицы в ресторан на чужую незнакомую свадьбу (а вы думали, только у нас процветает подобный способ халявы?!). Мимолётный знакомый оказался то, что надо. Правда со своими заморочками – тоже несвободный, живущий с женщиной старше его (по крайней мере, внешне) и утяжелённой нездоровым увлечением экологической йогой. Ему бы что-нибудь попроще… типа Юлии-кассирши. Ведь он и сам не хватающий звёзд бариста в уличной забегаловке, и в этом статусе чувствует себя вполне гармонично.

Соединение двух ищущих сердец происходит под романтичный пробег по замершему на секунду Осло. Что поселяет в зрительские сердца надежд увидеть полную гармонию… тем более что и новый партнёр не готов к деторождению, что радостно декларирует. Два духовно незрелых эгоиста вместе, какая ещё вам нужна стабильность, жители беспокойной России, обожающие копаться в соседской жизни с уверенностью в собственной правоте (имеется в виде не только интимная жизнь)?

Увы, несмотря на первое очарование обновлённым сексом (показано деликатно) и простотой диалогов, Юлия приходит к мысли, что её новый ещё более примитивен, чем она сама. Проба запрещённых у нас к потреблению весёлых грибков только укрепляют в мысли – качусь куда-то не туда (в нашем варианте обязательно был бы бездуховный и немотивированный трёхдневный запой).

Но обратно катиться поздно – автор комиксов умирает от онкологии. И на прощание (вечное) говорит ей правильные и нужные слова. В ответ получив от бывшей возлюбленной не только скандинавскую дозу сочувствия, но и её личные проблемы, возникшие в новой жизни. Короче так и расстались… неудовлетворёнными.

В эпилоге этой двухчасовой истории Юлия возвращается к идее стать фотографом, видоизменяет себя не самым радикальным способом (всего лишь отстригая чёлку), и понимающе смотрит в спину своему уходящему второму, который успел жениться на актрисе и обзавестись бэби.

Бариста на актрисе, Карл! В какой москве вы видели подобный мезальянс?! Только в Осло… где безвыходной ситуацией считается только физическая смерть.

А теперь признание. Всё, что вы прочитали выше, написано 63-летним россиянином, загруженным ипотекой и прочими более мелкими кредитами, имеющим сына призывного возраста, мечтавшим когда-то иметь одну запись в трудовой книжке (к/с «Мосфильм») и воспитанным в догме, что позволить искать себя можно только до армии… но не дольше. Иначе ты летун и вообще пустой человек.

Всё это в отличие от норвежской Юлии и её мужчин… живущих в такой же нефтеносной стране с схожим климатом и количеством солнечных дней в году. Правда, без имперских амбиций и ощущения единственной правдоносительницы. То, что у нас воспринимается инфантилизмом, у них всего лишь стабильность, в которой можно много чего себе позволить. Хоть сутками спорить о конструктивизме орального секса. А мир пока подождёт. И вряд ли рухнет.

И я не знаю, как назвать это чувство во мне – чёрной или белой завистью? Да и худшие люди у нас определяются по совсем другим признакам…

Леонид Черток   


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (287)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20