Российский кинопрокат загибается на глазах зрителей и государства. Последнее смотрит на это равнодушным взором.
Для начала владельцам кинотеатров правительство России отказало в субсидии 6.5 миллиардов рублей «на поддержку штанов». Штаны те стали спадать ещё в 2020-м из-за ковидных ограничений. Но тогда присутствовала надежда – эпидемия когда-нибудь закончится и всё вернётся на круги своя. Россия выживала вместе с остальным миром и было не так страшно.
Теперь мы одни без понимания извне. С нашего кинорынка ушли почти все крупные кинофирмы, у которых единый адрес приписки – Голливуд. Внимание: по статистике российский контент даёт чуть больше 25% выручки кинопрокату, несмотря на заметное оживление отечественного кинопроизводства в последние годы. Зритель голосует рублём, и с этим не поспоришь. Сегодня кинозалы стоят пустыми, замены ушедшим так и не найдено. Духоподъёмный прокат дилогии про братьев-бандитов, на который возлагали не только финансовые надежды, не оправдал себя ни на йоту – зритель отказался смотреть за деньги то, что ему каждую неделю бесплатно крутят в телевизоре. Сборы повторных премьер «Брата» и «Брата-2» оказались в 15 раз меньше, чем с премьеры средненького американского блокбастера. Об очередях из добровольцев в военкоматы статистика умалчивает.
Советская популярность французских комедий давно канула в лету в связи с естественным уходом и старением их «звёзд». В целом же европейское кино стало блюдом для гурманов, никак не рассчитанным на массового российского зрителя. Обещание забить брешь шедеврами «Болливуда» (Индия) выглядит просто смешно – на них когда-то ходили, что называется, на безрыбье при собственном дефиците музыкального киножанра и зубодробительных драк.
Да, ещё обещают приход иранского кино, обласканного международными кинопремиями. Но те, безусловно достойные ленты, чистый артхаус. Который никогда не сделает кассу, разве что в собственной стране из чувства национальной гордости.
Надежды на развивающийся азиатский кинематограф тоже почти никакой, Южная Корея с Японией вот-вот присоединятся к западным культурным санкциям (если уже не присоединились).
Государство (вместо денег) успокаивает – в ближайшее время ожидается взрыв отечественного кинопроизводства и кинозалы будут полны-полнёшеньки. Что очень сомнительно, ведь прокатчикам отказывали с формулировкой – есть заботы поважнее, духовный голод легче переносится, чем голод желудочный. Согласен, тем более, что у зрителя (пока) никто не отнимает интернет, а тот же Человек-паук вряд ли претендует на высокую духовность.
Однако закономерный вопрос – откуда возьмутся деньги на производство при такой лютой экономии? Если нет финансовой отдачи (выручка с проката зарубежного кинопрома шла, в том числе, на поддержку отечественного), государственная рука дающая быстро оскудеет и переключится на более рентабельные отрасли. Да и выпуск новых лент серьёзного прокатного качества (не сериальное «мыло») займёт год-два, никак не меньше.
Не говоря уже о том, что в сегодняшней атмосфере российский кинематограф вряд ли способен выпустить что-то конкурентоспособное, а не сплошной поток «Зой» и «Девятаевых». И восстановление прокатной киноиндустрии после массового закрытия, которое уже покатилось по стране, потребует гораздо больше расходов, чем испрашиваемые сегодня субсидии. Известно, что в определённых ситуациях проще построить заново, чем расконсервировать.
Да и захотят ли восстанавливать после такого наглядного урока – кино сходу попало в категорию «бизнеса повышенной рискованности», гораздо надёжней новый шалман открыть. В очередной раз пострадает культурный имидж страны, который оценивается по количеству действующих кинозалов, театров, библиотек и картинных галерей, а не по числу посещений платформ в Интернете.
А пока нет выручки, но остались расходы. Никто не отменял ни арендной платы (можете догадаться, какова она в раскрученных торговых центрах), ни зарплаты персоналу (отпусти сейчас в бессрочный отпуск, потом можно и не собрать), ни расходов на обслуживание высокоточной аппаратуры, чьи комплектующие по понятным причинам подскочили в цене в разы.
К слову, закрытие кинозалов в ТЦ автоматически приводит к падению доходов самих торговых центров, где народ привык получать все удовольствия в комплексе. Плюс именно на кинозалы завязаны многие точки общепита, расположенные по соседству.
А что в Архангельске? Киносеть «Мираж» была вынуждена закрыть свои кинозалы в ТЦ «Европарк», чего не делала в самые суровые ковидные дни. Пока продолжаются показы в «Титан-Арене» и «Макси», но, как говорится, на ладан дышат. Причём руководство сети отвергает саму возможность показа пиратского контента, о допустимости такого демарша сейчас заговорили чуть ли не на уровне российского парламента, считая это окончательной потерей цивилизованного лица.
Все в курсе, что в столице Поморья нет НИ ОДНОГО муниципального кинотеатра, который мог стать островком надежды в создавшейся ситуации? То место, где интересы бизнеса перекликаются с социальной ответственностью. Сколько об этом говорилось и писалось во время подготовки и проведения международных кинофестивалей Arctic Open – всё в пустую, заинтересованности от власть имущих так и не видно.
В Архангельске есть только одно место, полностью ориентированное на «важнейшее из искусств» - частный кинотеатр «Русь», где остальные бизнес-точки являются сопутствующими. О ситуации там мы поговорили с управляющей кинокомплексом Александрой Смирновой:
- Какова загрузка кинозалов?
- Максимум 100 человек, бывает и по 9. Нет, мы не отменяем сеансы, но пришлось закрыть один из трёх просмотровых кинозалов. Зритель просто не идёт на то, что сегодня предлагают прокатчики. Минимизируем расходы, где только можно. Мы в шоке…
- В правительство пробовали обращаться?
- В региональном Минкульте нам посоветовали идти за поддержкой в Агентство регионального развития. Но сразу предупредили – там придётся доказывать, что кино СОЦИАЛЬНЫЙ бизнес.
- Это как… демонстрировать только духоподъёмные ленты, пробуждающие патриотические чувства, и никакой развлекухи или арт-хауса?!
- Сами пока не понимаем. Но будем биться до конца.
Короче, спасение кинематографа как культурно-массового зрелища спущено на регионы. Повезло тем, где власть действительно любит кино и относится к нему, как искусству, а не к пустому времяпрепровождению. Например, у соседей в Коми новые кинотеатры даже открываются при поддержке властей. Дело за новыми формами их использования.
О губернаторе Шварценеггере остаётся только мечтать. Да и стоит ли…
P.S.Из открытого обращения членов Союза независимых кинотеатров к советнику президента РФ по вопросам культуры Владимиру Толстому:
- Вы излишне затягиваете Ваши поиски, как помочь кинотеатрам. Это вредное бездействие для индустрии. Вы получаете государственную зарплату, а мы каждый день ищем вариант, как нам выжить. Спускайтесь к нам и посмотрите на ситуацию нашими глазами. Соблаговолите поговорить не только с сетями, а с представителями малого бизнеса в нашей индустрии. Вы работаете на наше благо и на нашу пользу – другого смысла в Вашей деятельности мы не видим.
Необходимо немедленно заняться решением имеющихся проблем в отрасли. Времени на поиск решений и ознакомление с предложениями по спасению кинопоказа в стране у Вас было предостаточно.
Леонид Черток