Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Пациент скорее мёртв. О судьбе архангельского кинопроката

Российский кинопрокат загибается на глазах зрителей и государства. Последнее смотрит на это равнодушным взором.

Для начала владельцам кинотеатров правительство России отказало в субсидии 6.5 миллиардов рублей «на поддержку штанов». Штаны те стали спадать ещё в 2020-м из-за ковидных ограничений. Но тогда присутствовала надежда – эпидемия когда-нибудь закончится и всё вернётся на круги своя. Россия выживала вместе с остальным миром и было не так страшно.

Теперь мы одни без понимания извне. С нашего кинорынка ушли почти все крупные кинофирмы, у которых единый адрес приписки – Голливуд. Внимание: по статистике российский контент даёт чуть больше 25% выручки кинопрокату, несмотря на заметное оживление отечественного кинопроизводства в последние годы. Зритель голосует рублём, и с этим не поспоришь. Сегодня кинозалы стоят пустыми, замены ушедшим так и не найдено. Духоподъёмный прокат дилогии про братьев-бандитов, на который возлагали не только финансовые надежды, не оправдал себя ни на йоту – зритель отказался смотреть за деньги то, что ему каждую неделю бесплатно крутят в телевизоре. Сборы повторных премьер «Брата» и «Брата-2» оказались в 15 раз меньше, чем с премьеры средненького американского блокбастера. Об очередях из добровольцев в военкоматы статистика умалчивает.

Советская популярность французских комедий давно канула в лету в связи с естественным уходом и старением их «звёзд». В целом же европейское кино стало блюдом для гурманов, никак не рассчитанным на массового российского зрителя. Обещание забить брешь шедеврами «Болливуда» (Индия) выглядит просто смешно – на них когда-то ходили, что называется, на безрыбье при собственном дефиците музыкального киножанра и зубодробительных драк.

Да, ещё обещают приход иранского кино, обласканного международными кинопремиями. Но те, безусловно достойные ленты, чистый артхаус. Который никогда не сделает кассу, разве что в собственной стране из чувства национальной гордости.

Надежды на развивающийся азиатский кинематограф тоже почти никакой, Южная Корея с Японией вот-вот присоединятся к западным культурным санкциям (если уже не присоединились).

Государство (вместо денег) успокаивает – в ближайшее время ожидается взрыв отечественного кинопроизводства и кинозалы будут полны-полнёшеньки. Что очень сомнительно, ведь прокатчикам отказывали с формулировкой – есть заботы поважнее, духовный голод легче переносится, чем голод желудочный. Согласен, тем более, что у зрителя (пока) никто не отнимает интернет, а тот же Человек-паук вряд ли претендует на высокую духовность.

Однако закономерный вопрос – откуда возьмутся деньги на производство при такой лютой экономии? Если нет финансовой отдачи (выручка с проката зарубежного кинопрома шла, в том числе, на поддержку отечественного), государственная рука дающая быстро оскудеет и переключится на более рентабельные отрасли. Да и выпуск новых лент серьёзного прокатного качества (не сериальное «мыло») займёт год-два, никак не меньше.

Не говоря уже о том, что в сегодняшней атмосфере российский кинематограф вряд ли способен выпустить что-то конкурентоспособное, а не сплошной поток «Зой» и «Девятаевых». И восстановление прокатной киноиндустрии после массового закрытия, которое уже покатилось по стране, потребует гораздо больше расходов, чем испрашиваемые сегодня субсидии. Известно, что в определённых ситуациях проще построить заново, чем расконсервировать.

Да и захотят ли восстанавливать после такого наглядного урока – кино сходу попало в категорию «бизнеса повышенной рискованности», гораздо надёжней новый шалман открыть. В очередной раз пострадает культурный имидж страны, который оценивается по количеству действующих кинозалов, театров, библиотек и картинных галерей, а не по числу посещений платформ в Интернете.

А пока нет выручки, но остались расходы. Никто не отменял ни арендной платы (можете догадаться, какова она в раскрученных торговых центрах), ни зарплаты персоналу (отпусти сейчас в бессрочный отпуск, потом можно и не собрать), ни расходов на обслуживание высокоточной аппаратуры, чьи комплектующие по понятным причинам подскочили в цене в разы.

К слову, закрытие кинозалов в ТЦ автоматически приводит к падению доходов самих торговых центров, где народ привык получать все удовольствия в комплексе. Плюс именно на кинозалы завязаны многие точки общепита, расположенные по соседству.

А что в Архангельске? Киносеть «Мираж» была вынуждена закрыть свои кинозалы в ТЦ «Европарк», чего не делала в самые суровые ковидные дни. Пока продолжаются показы в «Титан-Арене» и «Макси», но, как говорится, на ладан дышат. Причём руководство сети отвергает саму возможность показа пиратского контента, о допустимости такого демарша сейчас заговорили чуть ли не на уровне российского парламента, считая это окончательной потерей цивилизованного лица.

Все в курсе, что в столице Поморья нет НИ ОДНОГО муниципального кинотеатра, который мог стать островком надежды в создавшейся ситуации? То место, где интересы бизнеса перекликаются с социальной ответственностью. Сколько об этом говорилось и писалось во время подготовки и проведения международных кинофестивалей Arctic Open – всё в пустую, заинтересованности от власть имущих так и не видно.

В Архангельске есть только одно место, полностью ориентированное на «важнейшее из искусств» - частный кинотеатр «Русь», где остальные бизнес-точки являются сопутствующими. О ситуации там мы поговорили с управляющей кинокомплексом Александрой Смирновой:

- Какова загрузка кинозалов?

- Максимум 100 человек, бывает и по 9. Нет, мы не отменяем сеансы, но пришлось закрыть один из трёх просмотровых кинозалов. Зритель просто не идёт на то, что сегодня предлагают прокатчики. Минимизируем расходы, где только можно. Мы в шоке…

- В правительство пробовали обращаться?

- В региональном Минкульте нам посоветовали идти за поддержкой в Агентство регионального развития. Но сразу предупредили – там придётся доказывать, что кино  СОЦИАЛЬНЫЙ бизнес.

- Это как… демонстрировать только духоподъёмные ленты, пробуждающие патриотические чувства, и никакой развлекухи или арт-хауса?!

- Сами пока не понимаем. Но будем биться до конца.   

Короче, спасение кинематографа как культурно-массового зрелища спущено на регионы. Повезло тем, где власть действительно любит кино и относится к нему, как искусству, а не к пустому времяпрепровождению. Например, у соседей в Коми новые кинотеатры даже открываются при поддержке властей. Дело за новыми формами их использования.

О губернаторе Шварценеггере остаётся только мечтать. Да и стоит ли…

P.S.Из открытого обращения членов Союза независимых кинотеатров к советнику президента РФ по вопросам культуры Владимиру Толстому:

- Вы излишне затягиваете Ваши поиски, как помочь кинотеатрам. Это вредное бездействие для индустрии. Вы получаете государственную зарплату, а мы каждый день ищем вариант, как нам выжить. Спускайтесь к нам и посмотрите на ситуацию нашими глазами. Соблаговолите поговорить не только с сетями, а с представителями малого бизнеса в нашей индустрии. Вы работаете на наше благо и на нашу пользу – другого смысла в Вашей деятельности мы не видим.

Необходимо немедленно заняться решением имеющихся проблем в отрасли. Времени на поиск решений и ознакомление с предложениями по спасению кинопоказа в стране у Вас было предостаточно.

Леонид Черток 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (307)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20