Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Фестиваль как терапия. Зачем был нужен этот Arctic Open?

Всего три дня. Вместо привычных пяти. Без церемоний открытия-закрытия, без узнаваемых экранных лиц на улицах Архангельска, без многолюдных тусовок «по интересам». Вы спрашиваете – зачем?

Но ведь его ждали! Те, кто действительно любит НАСТОЯЩЕЕ КИНО. То, что смотрят, затаив дыхание и без попкорна.

Два года назад председатель жюри Алексей Агранович, человек, искушённый в организации и проведении кинофорумов, сказал организаторам Arctic Open: «Когда под ваш фестиваль люди будут брать отпуска и отгулы на работе, можете считать, что ваша затея удалась». В этот раз подошли несколько человек – «а мы ведь отпуска взяли», лично это слышал. Как наградили…

У любого кинофестиваля есть как друзья, так и критики (толерантно говоря), Arctic Open здесь не исключение. У последних целый список претензий – от неудачно составленной программы до корыстолюбия организаторов, непонятно на что истративших «спонсорские миллионы».

Но самый убойный аргумент в их устах – опасность заражения коронавирусом. Типа «вечеринки-корпоративы отменили и вам не фиг». В качестве негативного примера приводится ноябрьский кинофест в Екатеринбурге, где четверо участников не просто заболели, но и умерли. И вот досада, уже через несколько часов «Российская газета» печатает опровержение этим слухам, запущенных обиженным на жизнь околокиношным деятелем. С окончания архангельского фестиваля прошла неделя… все участники живы-здоровы, только приветы да поцелуйчики передают.

Но всё-таки зачем был нужен этот безномерной Arctic Open в невесёлое время всевозможных ограничений? Об этом я говорю с двумя главными организаторами (за язык так и тянет назвать их матерями… но не решусь) архангельского Международного кинофестиваля Стран Арктики – Тамарой Статиковой и Анжеликой Долининой, залетевшими ко мне на огонёк (темнеет рано).

- Мы сами сомневались, стоит ли всё затевать в этом году. Но потом решили, что фестиваль, как культурное мероприятие посреди всеобщего уныния, даст, прежде всего, терапевтический эффект. Ничего нельзя проводить, все площадки закрыты, и вдруг что-то можно!  Вряд ли кто будет спорить, что наше психологическое состояние влияет на физическое, иногда со знаком плюс, иногда со знаком минус. Мы решились и не прогадали…

Из отзывов в социальных сетях: «Спасибо за фестиваль, за прекрасные фильмы и гостей! Вы настоящие подвижники, огромные молодцы, примиряете людей каждое депрессивное время года с Архангельском! В такие тёмные «окаянные дни» я начинаю его снова любить и принимать! На Arctic Open каждый раз хожу очень активно, очень люблю, слежу за событиями!».

- Мои коллеги по «Вольному делу» намекают на наличие «богатых инвесторов», которые, не глядя, кидают на кинофестиваль миллионы…

- О да, в этом году «Регион-Лес» выделил на проведение кинофестиваля 50 тысяч рублей, на этом всё. Все остальные расходы за счёт денег регионального Минкульта. Сумма, вроде бы, внушительная, три с половиной миллиона. Но тут надо понимать, что фестивали вдруг не рождаются, работа по его непосредственной подготовке заняла 5 месяцев. Кроме того, в концепции Arctic Open далеко не пять дней непосредственно кинопраздника.

И тут передо мной начинает вырисовываться целая система вовлечения не самого кинематографического Поморья в мир Великой Иллюзии. Уже в сентябре состоялись два образовательных семинара по спецкурсам. На одном местных культурологов приглашённые преподаватели учили работать в режиме онлайн, чтобы сама культура не зависла до конца пандемии (когда ещё это будет!). Второй был посвящён очень нужной и трудной теме тифлокомментирования, которая входит в программу создания доступной среды для инвалидов. Лично могу засвидетельствовать (ибо проверено на себе) – попасть инвалиду-колясочнику в залы «Миража», где происходили все основные показы, нет никаких проблем. Но есть ещё слабослышащие и слабовидящие, для них что кино, что спектакли, что концерты как бы отрезаны наполовину. О них и забота. Кроме того, на выделенные Министерством культуры средства в течении всего года проводились кинопоказы и творческие встречи. Не только в Архангельске, но и в районах… всё это тоже в рамках кинофестиваля.

Всё-таки возвращаю собеседниц к вопросу финансов, тема-то жареная. А они отмахиваются.

- Честно говоря, надоело объяснять азы российского социального устройства. Мы – НКО, а у НКО нет инвесторов. И у нас цели заработать нет. Не от того, что мы святые, а исходя из реальности. Кинофестиваль – это не шоу-бизнес, у нас все показы бесплатные. Да, в Северодвинске продавали билеты, но это их местное решение. Мы же платим за всё – и за аренду кинозалов, за помещения для встреч и семинаров, за размещение гостей фестиваля в гостиницах. Дают скидки – говорим спасибо. Канадское посольство помогло организовать показы лент своих мастеров, Датский институт культуры подключился… в общем-то и всё.

- А рекламная продукция – майки, маски с логотипом Arctic Open…

- …всё из нашего кармана. Наоборот, мы дали возможность изготовителям отрекламировать свой бизнес, это наша посильная помощь малому предпринимательству. В сухом остатке остаётся удовлетворение и гордость.

- Гордость?..

- …гордость за то, что за прошедшие три года кинофестиваль стал главным зимним событием региональной культуры. Нас часто спрашивают – почему не нашли время получше? Очень просто – весной у Архангельска есть «Европейская весна», летом Фестиваль уличных театров, осенью Дни джаза. А зимой только мы, и конкурентов не предвидится, можно считать это хитрым маркетинговым ходом. Да и странно было бы проводить кинофорум Стран Арктики на зелёной травке, согласись.

Я соглашаюсь, куда деваться.

- Как люди смотрят эти непростые для восприятия фильмы?

Собеседницы загадочно улыбаются…

Из обсуждения канадского фильма «Анна на высоте 13000 футов» после показа в Северодвинске:
- Спасибо за фильм, за доверие зрителям.
-Это непросто, смотреть такое кино. Ты все время в душу Анне заглядываешь. Все время рядом, как в жизни.
-Вообще-то страшновато… Как просто мимоходом, без усилий царапнуть ближнего своего. -Говорят, человек от комариных укусов может погибнуть. Понимаю, почему Анну тянет в небо- отряхнуться от этого роя, от этого зуда.
-А ведь дети Анну любят. Принимают. Ну да, она пока не выросла…Но, похоже, Небо ей поможет.
- Спасибо, спасибо фестивалю за «другое» кино. Наконец-то живой человек на экране. Да, смотреть трудно, а оторваться ну никак…Не все же ходят в кино с попкорном, отвлечься, расслабиться. Хочется и душу потревожить, и мозги включить.

- Ну, а приглашённые участники? В этом году их всего 15…

- Знаешь, как было приятно читать от тех, кто побывал на предыдущих – «как, у вас опять… да я бы хоть тушкой, хоть селезнем!». Они все до сих пор под впечатление от приёма, теплоты общения с северянами. У нас есть классический набор экскурсий для тех, кто приехал в первый раз – Малые Корелы, Северный морской музей, Гостиные дворы. В этом году добавились экскурсии на судоверфи, где строят поморские кочи. Там гостей встречали пирогами. В полном восторге! Ещё все впечатлились пановским спектаклем-инсталляцией «Север», который, возможно, был показан в последний раз. И эмоции они увозят с собой. Это и значит - продвижение положительного имиджа региона не только внутри страны, но и в мире.

Гай Мэддин, канадский кинорежиссёр: «Когда я снимал фильм Archangel, я ничего не знал об Архангельске. Но в то время я очень страдал от того, что долгие годы никак не мог примириться с отцом. Этот процесс шел мучительно медленно. И я подумал - что, если б мы жили в Городе Ангелов? Может, тогда нам было бы немножечко легче понять друг друга».

- А вот блогер Варламов…

- Кто за чем в наш город приезжает. Этот блогер – за хайпом, гости кинофестиваля – за положительными впечатлениями и дружбой. И никакая лужа им настроения не испортит. Кстати, все приехавшие с пониманием отнеслись к сокращённому формату фестиваля, без открытия-закрытия и наград. У нас с ними общая цель – смотреть и показывать кино. Остальное вторично… как красивая обёртка у вкусной конфеты. И ещё – есть надежда, что люди кино, побывавшие и полюбившие Архангельске, захотят здесь снимать. Об этом многие говорят.

- Что, и встречи в режиме онлайн-конференций не разочаровали?

- Нисколько. В этом даже была своя драматургия. Видел бы ты, как воодушевился Андрей Хржановский во время видеоконференции, когда на экране появился Григорий Дитятовский, он не ожидал, что его «Бродский» приехал в Архангельск. А якуты…

И тут мне рассказывают почти притчу о том, как двум гостям из Якутии показывали набережную Северной Двины. «Это ваша главная река? А как её имя?», - поинтересовалась якутянка. Услышав ответ, сбежала вниз к реке, высыпала в воду крошки из пакетика и что-то ласковое прошептала на своём. «Я покормила Северную Двину, - гордо доложилась она, - теперь река будет добра к нам и снова пригласит в гости».

Такой вот кинематографический шаманизм. Понятный только людям Севера.

- Ну, и что дальше?

- Будем готовиться к будущему фестивалю. Пока не знаем, в каком формате он пройдёт, разные слухи о ковиде ходят. Но по любому киносеминары, учёба, встречи и показы продолжатся. Иначе мы рискуем потерять своё кино. Ты же помнишь, как трудно было всё восстанавливать после киселёвского разгрома и михальчуковского равнодушия (бывшие архангельские губернаторы – прим. автора).

- Но вот критики Arctic Open считают…

- …в ответ мы можем предложить им одно – пусть организуют свой кинофестиваль по тем принципам, которые считают наиболее приемлемыми. А там посмотрим.

Действительно, пусть. Но что-то я сильно сомневаюсь…

Принимал дорогих гостей Леонид Черток 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Январь 2021 (222)
Декабрь 2020 (373)
Ноябрь 2020 (308)
Октябрь 2020 (307)
Сентябрь 2020 (297)
Август 2020 (292)



Деньги


все материалы
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20