Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

«Мы не хотим потерять своё кино». Разговор о будущем кинофестиваля Arctic Open

Этот год стал самым тяжёлым для кинематографа. Всего. За всю его более чем столетнюю историю, если исключить период двух мировых войн.

Съёмки новых проектов только-только начались. Кинотеатры только-только открылись, и то не везде (в Архангельске вопрос будет решаться 15 сентября). И то идут разговоры о второй волне – Роспотребнадзор предупредил, что тогда закроются даже непродовольственные магазины.

Что делать? Поклонники этого важнейшего из искусств стройными рядами ушли в интернет, где до сих пор выкладывается продукция, снятая до пандемии. Но, говорят, подходит к концу, вовсю ставятся опыты по созданию «коронавирусного кино» - действие фильма разворачивается в скайпе или на платформе ZOOM. Артисты сидят в «клеточках», и мы взаперти. Как равные.

Привыкнем? Да ни фига! Грустим по магии большого экрана в тёмном зале, по звуку в Dolby Surround, который никакие стерео-колонки не заменят. Даже по ненавистному раньше запаху попкорна скучаем… ей-богу, мне жаловались. Кино в XXI веке окончательно стало не просто зрелищем, а целой индустрией досуга, где можно тусоваться целый день.  А то и ночь… насколько денег и здоровья хватит.

Но круче всего пришлось кинофестивалям. Даже следующего «Оскара» не будет – голливудским бедолагам просто нечего показывать. Их страсти вокруг нового регламента для всякого рода меньшинств зрителем оценивается адекватно – дожить бы, а там посмотрим.

Так что говорить про архангельский Arctic Open? Не «Канны», но наш. Любимый. Выстраданный. Международный. Вылупившийся из совсем уж провинциальной «Берегини», где силами мерились только местные энтузиасты.

И, всё-таки, есть о чём говорить. С директором кинофеста Тамарой Статиковой.

- Итак, кинофестиваль в этом году будет. Но без жюри, без конкурса, без забитых зрителями просмотровых залов, как год или два назад. Без президентского гранта, почти на энтузиазме. И зачем это надо, для собственного эго?

- Для того, чтобы не выпасть из информационного поля. Всего за три года (кинофестиваль существует с 2017-го) мы вошли в топ-200 важнейших культурных событий по всей России. Люди сведущие удивляются – Фестиваль уличных театров и «Европейская весна» скоро второй десяток разменяют… и тут же мы, «малолетки». Но главная задача – не растерять своего зрителя. Мы же тоже зрители, я и ты, мы хотим видеть хорошее кино у себя в городе. Кто-то из великих сказал: «Художник (любой) – это на 50% талант, и ещё на 50 – зритель». Плюс есть возможность в несколько декабрьских дней пообщаться с его создателями. А это дорогого стоит.

- Обидно, что в этом году всё будет в усечённом формате?

- А то! Уже сейчас подают заявки на конкурс, которого на этот раз не будет. Но саму концепцию фестиваля мы не хотим менять, просто корректируем её под наше «коронавирусное» время. В этом году у Arctic Open не будет цифры 4, она появится в следующем.  

- Лично мне казалось, что на фестиваль идут, прежде всего, посмотреть новое кино, причём бесплатно, для зрителей конкурс вторичен…

- Что ты! Награждение - всегда неожиданность. Наша манка в том, что зрители почти всегда смотрят кино с кем-нибудь из авторов или актёров, которые общаются с ними после просмотра. Возникает та самая обратная связь, сопричастность к магии экрана, у людей появляются свои фавориты… хоть тотализатор открывай. А какие сюрпризы может подкинуть само награждение…

И тут мы вместе вспомнили, как на закрытии крайнего кинофеста швейцарский режиссёр со сцены Драмтеатра сказал всего несколько слов в поддержку протеста на Шиес. Как весь зал в одном порыве встал и разразился аплодисментами. И как в эти минуты перекосило Орлова. К слову, именно с того момента экс-губернатор стал внимательнее относится к Arctic Open, встречаться с оргкомитетом и даже строить планы на будущее развитие. Короче, вспомнил слова Ильича про важнейшее из искусств, которое в определённых обстоятельствах может стать политическим инструментом. Когда мирным, а когда и не очень…

- Вот поэтому к нам на северную окраину и едут со всего мира, хотя у нас нет денежных призов, - резюмирует директор фестиваля.

- А в этом году такой облом, - начинаю тосковать я, вспоминая сразу три закрытия.

- Ну, что делать, мы приняли коронавирусный вызов. Не одни такие, в других кинофестивальных регионах такое же положение. В этом году делаем ставку на образовательные программы, которые можно вести и дистанционно. Учим, как передать искусство через онлайн связь. У нас даже есть своё ноу-хау, программа «Искусство без барьеров».

- Пристроим к каждому кинотеатру пологий пандус? – иронизирую о наболевшем.

- И это тоже, -отмахивается серьёзная девушка Тамара. – Но сейчас я говорю об инвалидах по зрению и слуху, для которых кино ещё более недоступно, чем для тебя. Представь, на всю Архангельскую область ОДИН тифлопереводчик! Приглашаем на лекции специалистов из других регионов. Вопрос: почему их не готовят у нас на базе САФУ?

Или СГМУ хочу добавить… но понимаю, что в этой специфике ни черта не понимаю.

- Хорошо, а как всё-таки с показами, с премьерами, без них какой кинофест? Ведь что-то у кого-то есть в загашнике…

- Ждём, что Иван Воропаев («Эйфория», «Кислород»...) привезёт к нам свой новый фильм «UFO» и спектакль. Он вообще в нынешней ситуации стал фанатом онлайн-театра, как единственного выхода на массового зрителя. «Саха-фильм» обещала прислать «Надо мною солнце не садится». Якутское кино здесь в тренде, его наш зритель лучше понимает, чем эстетские изыски шведов и норвежцев. Ещё ведём переговоры… ты бы, кстати, мог помочь.

- То есть, опять авторское кино?

- Обрати внимание, что попадает в широкий прокат – или развлекуха, или пропаганда, либо их микст. А есть кино на развитие – общественного сознания, гражданской позиции, культуры, науки. Ты давно видел документальное кино на широком экране? Разве что на кинофестивалях.

Я напряг память. В мою советскую молодость на Москву было всего два небольших зала под документалку. И очереди туда стояли два раза – на «И всё-таки я верю» Михаила Ромма и «Легко ли быть молодым» Юрия Подниекса. Маловато будет… документалисты как бедные родственники.

- Ещё одна наша программа – кино в районы. Помнишь, с каким восторгом возвращались оттуда артисты, как рассказывали о зрительской реакции, когда люди глубинки узнавали в сюжете фильма свои подлинные истории. На нашей территории… сколько в ней Франций?... нужно мобильное кино.

- И кто мешает?

- Мешает инерция чиновничьей системы. Всё бюджетникам, а такие, как мы, НКО, на положении сирот. Причём мы же оставляем полученные по тому же президентскому гранту деньги в области. Гонораров у нас почти никто не получает, зато оплачиваем номера в местных гостиницах, кормим в местных ресторанах и т.д. А потом ещё попробуй отчитаться за этот грант, как «Войну и мир» пишешь, на нас гораздо больше ответственности, чем на любом бюджетнике. В чиновничьем же сознании некоммерческие организации годны только на помощь инвалидам и бездомным животным… ой, извини, пожалуйста.

Я извинил… в одной лодке плывём.

Тут мы почувствовали себя одиноко и подключили к разговору доцента САФУ, социолога Ольгу Руссову, до этого момента тихо чиркавшую что-то в своём блокноте. Как Arctic Open выглядит с точки зрения её науки? Оказывается, отлично выглядит.

- Я все три года наблюдаю за вашими праздниками кино. Людям очень важен момент гордости. А у нас вся гордость в прошлом – в войне победили, в космос запустили, целину подняли. У кинофестиваля в этом смысле социальный бонус – к вам с удовольствием едут успешные, состоявшиеся люди со всего мира. Люди это видят и ценят. Готовый повод для гордости в настоящем времени.

- А вот некоторые мои коллеги, пишущие, в том числе, и о кино, в основном, зарубежном, заявляют – кому нужна эта ваша местечковость, - жалуюсь доценту.

- Не слушайте вы завистников, это мажоры, пусть и архангельского розлива. А ребятам из рабочего Северодвинска это очень надо, я лично наблюдала за их горящими глазами на просмотрах и дискуссиях. Или вот пример, своего главного героя почтальона Тряпицына Кончаловский постеснялся брать с собой в Венецию, посчитав инородным телом, а здесь он звезда закрытия, и что ценнее не берусь определить. Кинофестиваль – это источник развития. С двумя векторами – внутрь и вне. Если хотите, та самая народная дипломатия, которая никуда не делась с 90-х, но просто обрела новые формы, сменила одёжку. На культурных незаорганизованных мероприятиях мы лучше понимаем себя и других. Причём это тот нечастый случай, когда простые люди готовы искать сложные ответы на такие же сложные вопросы… уходит повседневная однозначность.

- Вот-вот, - перебиваю, - всегда удивляюсь, когда вижу на сложном в восприятии фильме полный зал, в котором нет ни одного замороченного киноведа.

- Ну, во-первых, ходить на ваши просмотры стало престижно не только в кругах местного бомонда. Во-вторых, атмосфера затягивает. У меня профессиональная память на лица, и на третьем АО я видела тех же людей, что и на втором. Есть даже статистика – возвращаются на следующий фестиваль 70% зрительского состава, вы подсаживаете людей на сложное кино. Это уже не говоря о том, что благодаря фестивалю многие узнали, где в городе располагается Научная библиотека САФУ, в которой проходят кино-семинары, до этого ведь понятия не имели и даже не интересовались.

- Мы их ещё не так заинтересуем, - снова вступает Тамара, - если прошлый фестиваль прошёл у нас под знаком Чернобыля с отдельной тематической программой, то будущий, полноценный, пройдёт под знаком космоса. Представляете, что нам привезут?! Ещё бы побольше поддержки со стороны областной власти… да и от городских не помещает.

А я опять к социологу, жуть, как их люблю (ну и женщин вообще):

- На ваш взгляд, когда АО можно будет считать вполне успешным, по каким признакам?

- Когда люди начнут брать отпуска в начале декабря, чтобы попасть на него. Можете считать это тостом.

За это и выпили… чаю, чаю.

Развлекал милых дам Леонид Черток  










Благодаря различным современным отделочным материалам, кухню можно оформить, соответствуя вашим желаниям и предпочтениям. ВЫ любите отдыхать в деревне у бабушки? Благодаря, кухонному скинали с изображением травки и деревьев на сайте decor-skinali.ru/skinali-nedorogo/ вы как будто бы побываете в родном селе. Цветы, ночной город, насекомые, все что вы только пожелаете. Создайте неповторимую обстановку благодаря скинали.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (194)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20