- Беседа с ребенком
- Определение общей музыкальности ребенка
- Тестирование музыкальных способностей
Как определить музыкальность ребенка в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также различные способы тестирования музыкальных способностей, мы подробно рассмотрим чуть позже. Сейчас, я хочу обратить ваше внимание на первый способ.
Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а возвращаться к нужной вам теме время от времени.
Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.
1) Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка - насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение - он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.
Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте критических выводов! Возможно, ваш ребенок - интроверт, и глубокие чувства, которые его переполняют, просто не проявляются «снаружи». Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит ни только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить - возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.
Итак, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.
2) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству. Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится - петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.
Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.
Помните, для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть - здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя). Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать и играть на подушках как на барабанах; мультики он любит про Человека-паука, потому что он всех защищает и всегда побеждает «плохих монстров», читать он любит энциклопедии про животных, а любимая песня у него «Новый Год к нам мчится...» и не только споет, но и танцевать при этом начнет... У вас есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.
И так, вы выяснили что Ваш ребенок желает заниматься музыкой, далее необходимо понять на каком музыкальном инструменте он будет учиться. После чего надо выбрать хороший и качественный инструмент.
Это действительно не простой вопрос. С одной стороны, необходимо учитывать мнение самого ребенка. С другой стороны, совершенно бессмысленно спрашивать ребенка, какой инструмент ему больше нравится - откуда он может это знать, если он не видел и не слышал ничего, кроме фортепьяно. Да что там говорить, многие родители сегодня сами с трудом представляют, чем отличается кларнет от флейты или скрипка от виолончели. Мне известно два способа решения этой проблемы.
Способ 1
Узнайте, какие специальности существуют в выбранном Вами учебном заведении. Если Вы ищите частного педагога, позвоните в любую музыкальную школу и узнайте, на каких музыкальных инструментах там учат играть. Это поможет Вам сориентироваться - на каких музыкальных инструментах ребенок реально может научиться играть.
Узнайте, есть ли возрастные или другие ограничения для занятий по различным специальностям. Например, на уроки гитары обычно набирают детей постарше - лет с 10-ти. Для занятий по специальностям «баян» и «аккордеон» ребенок должен быть в достаточной мере развит физически, так как это весьма тяжелые инструменты. Для обучения на скрипке у ребенка должен быть от природы хорошо развит слух.
Найдите информацию о музыкальных инструментах в Интернете или в популярных энциклопедиях, справочниках (обязательно с красивыми фотографиями инструментов). Расскажите ребенку коротко о музыкальных инструментах и покажите, как они выглядят.
Чтобы послушать, как звучат музыкальные инструменты, посмотреть, как на них играют, Вы можете посетить вместе с ребенком отчетный концерт в ДМШ. Обычно это совершенно бесплатное мероприятие, однако далеко не все могут на него попасть по причине элементарной нехватки времени. В этом случае помните - звучание практически всех музыкальных инструментов Вы легко найдете в Интернете, а на сайтах RuTube и YouTube сможете увидеть, как на них играют. Однако нужно учитывать, что видео-ролик в Интернете произведет на ребенка гораздо меньшее впечатление, нежели посещение концерта.
После этого Вы сможете выбрать вместе с ребенком понравившийся ему и Вам музыкальный инструмент.
Этот способ имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы в том, что и Вы, и Ваш ребенок сможете сделать совершенно осознанный выбор, четко представляя, что за музыкальный инструмент выбираете. Вы узнаете, какие музыкальные инструменты бывают, чем они различаются и как звучат, а это само по себе весьма полезно.
Минусы в том, что ребенку будет непросто сделать выбор из большого числа музыкальных инструментов. Также Вашему ребенку может понравиться, например, скрипка - она красивая и в умелых руках хорошо звучит. Однако для того, чтобы научиться извлекать на этом инструменте звуки, хотя бы отдаленно напоминающие музыкальные, необходимо упорно трудиться. И сам ребенок, и окружающие его родные могут оказаться совершенно не готовыми к такого рода испытаниям. Такая же ситуация может возникнуть и с некоторыми духовыми инструментами. Кроме того, на знакомство с музыкальными инструментами Вам придется потратить значительное время. Поэтому я хочу предложить Вам еще один способ.
Способ 2
Выберите три наиболее распространенных инструмента - фортепиано, гитара, блок-флейта (дудочка), и предложите ребенку выбрать один из них. Ему будет гораздо проще выбрать из ограниченного числа инструментов, скорее всего, Вам не придется специально знакомить ребенка с ними (во всяком случае, найти информацию о трех инструментах будет значительно проще). Научиться играть на них не сложно, а звучание этих инструментов не будет сильно раздражать соседей. Исключение составляет блок-флейта - ее высокие звуки часто не переносят кошки и другие домашние животные (проверил на собственном опыте! Мой кот терпеть не мог когда я занимался на блок-флейте, хотя, возможно, я просто плохо играл).
Вы также можете выбрать три других инструмента, например - гармошка, балалайка, домра. Сочетания могут быть совершенно различными, главное - сохранить принцип.
Сразу встает вопрос подбора музыкального инструмента. К сожалению большинство родителей не имеют музыкального образования, и приобретают то, что на их усмотрение принесет славу их ребенку. Хоть музыка и является неотъемлемой частью жизни всего мира, вы можете исчерпать стремление к музыке своего чада, купив ему неподходящий музыкальный инструмент.
Поэтому всегда перед покупкой музыкального инструмента посоветуйтесь с музыкальным наставником, возможно он вам посоветует магазин музыкальных инструментов такой как СибКлавиши, который зарекомендовал себя реализацией качественной музыкальной техники. Или просто скажет, где можно приобрести музыкальный инструмент на руках. Но следует не забывать, что музыкальный инструмент - это не игрушка, а профессиональный музыкальный инструмент может стоить очень дорого.
Определяющим фактором при покупке фортепиано является страна-производитель. Дорогими и качественными инструментами исторически считаются немецкие и австрийские пианино и рояли, далее по цене идут чешские и самые дешевые – китайские.
Пианино, целиком изготовленное в Германии, стоит порядка 7 000 евро. Все, что дешевле, сделано чаще всего в Восточной Европе или в Азии под немецкими лейблами, такими как Irmler, Essex (EGP) и т.д. Например, пианино и рояли Irmler принадлежат немецкой фирме "Bluthner", но производятся в Китае (серия "Studio") или Польше (серия "Europe"). Качество этих инструментов значительно отличается от оригинальных "Bluthner".
Основные правила, который должен придерживаться гитарист при покупке гитары (или любого другого музыкального инструмента)
Правило 1. Если вы первый раз сталкиваетесь с
гитарой, то попробуйте узнать как можно информации о ней. Поспрашивайте
знакомых, друзей кто хорошо в них разбирается. Помните, что для начала
лучше покупать что попроще - не требует так много денег и требований к
настройке (как к примеру машинка флойд Роуз)
Правило 2.
Если таких друзей нет, то не стисняейтесь спрашивать продавцов -
скажите, что вы хотите - какая цена, какая фирма, какая музыка вас
интересует. Попросите сыграть на инструменте и настроить его как вы
хотите. Спросите про гарантии, который сможет дать вам магазин.
Правило 3.
Можно покупать гитары с рук (к примеру у знакомых) , но если вы на 100%
уверены в том что она качественная. Иногда бывает, что гитару продают,
потому что закончили "карьеру" или нет времени заниматься музыкой -
такая может быть качественная. А бывает, что продают кусок полена.
Правило 4. Лучше первый раз купить новую гитару в магазине с предварительным просмотром.
Правило 5.
Не покупайте гитару в слепую. Вам нужно сыграть на ней хотябы несколько
аккордов и пробежаться пальцами по грифу, чтобы сразу же вычислить
крупные и средние дефекты - ведь гитара может не строить. Или же стоит
доверять, если качество Вам гарантирует кто-то из близких, лично
проверив его.
Правило 6. Что касается денег, то
если вы до конца не уверены, что хотите заниматься, то лучше не
"закупать" целую студию, начните с простого, вам должно нравиться
играть, вы должны отдыхать играя....