Ожидалось, что присутствовать на оглашении приговора пожелают едва ли не все потерпевшие и их родственники: для них, а также для пишущих журналистов, в здании суда было выделено отдельное помещение, где велась трансляция. Однако, вопреки ожиданиям, желающих лично присутствовать при оглашении приговоров оказалось чуть более десяти человек. То ли накал страстей иссяк, то ли «болельщики» наконец уразумели, что на скамье подсудимых сидят изуверы, нелюди, недостойные сочувствия. Впрочем, не удивлюсь, если окажется, что коллеги подсудимых просто струсили светиться перед объективами. У садистов, как правило, мелкие душонки.
Еще до того как в зал вошел судья, с речью к собравшимся обратился главный фигурант дела - бывший заместитель начальника отделения уголовного розыска ныне расформированного ОП «Дальний» Алмаз Василов. Он заявил, что его и его коллег не просто обвинили в действиях, которые они не совершали. По словам Алмаза, фактически имело место другое событие, вызвавшее смерть Сергея Назарова, не связанное с применением бутылки из-под шампанского.
«Задержанный захотел пронести в отделение зажигалку, для чего поместил её себе в задний проход. Первоначально в заключении судебно-медицинской экспертизы значилось, что имели место порезы прямой кишки, а не её разрыв, как было озвучено позже. Однако эти материалы в ходе расследования были изъяты из материалов дела сотрудниками Следственного комитета. Поэтому их необходимо рассматривать и детально изучать заново», - заявил Василов. По версии следствия, Ибатуллин, Сабирзянов, Василов и Ахметзянов совместно издевались над Сергеем Назаровым. Ибатуллин, как считают следователи, держал жертву, а Василов насиловал задержанного бутылкой.
Что-то подобного я и ожидал два с лишним года назад, когда дело о казанских «полицаях» только-только началось раскручиваться. Вот какая отмазка тогда гуляла в интернету: «По неофициальным данным, у пострадавшего была запущенная форма геморроя, а один из его сокамерников свидетельствовал, что Назаров выведывал у него, как причинить себе вред здоровью, чтобы избежать наказания... ». Полный бред, лепет испорченного ребёнка. Ведь при обычном (у нас) ходе наверняка найдётся сокамерник, который подтвердит, что Назаров сам причинил себе все эти увечья. Или такую позицию займёт сотрудник полиции. И как следствию доказать обратное? Особенно в данном случае, когда нет никаких показаний пострадавшего в связи со смертью последнего. Да даже если бы они были, показания пострадавшего («неоднократно судимого за различные преступления») против показаний сотрудника полиции, который совсем недавно прошёл переаттестацию и по определению чист, а так же морально устойчив, по определению ничтожны. И ведь сошло бы, если не общественный резонанс, не гражданский контроль, и не коллеги казанских садистов, которых периодически арестовывают. А ещё есть полковники-взяточники, «крышующие» генералы... много всего.
Алмаз тот, кстати, был единственным из восьми обвиняемых, кто во время оглашения приговора не прятал лица: остальные либо стояли спиной к залу, либо были в масках. Он же и получил самый максимальный срок. Суд назначил Василову по совокупности совершенных преступлений наказание в виде 15 лет лишения свободы. Экс-замначальника отдела полиции Фаиль Сабирзянов получил 12 лет, экс-оперуполномоченные ОП «Дальний» Рамиль Ахметзянов и Ильнар Ибатуллин приговорены к десяти годам лишения свободы. Бывший начальник отдела уголовного розыска «Дальнего» Айнур Рахматуллин приговорен к восьми годам. Оперативнику Амиру Шарифуллину суд дал шесть лет. Ещё один бывший опер Денис Васильев приговорен к четырём годам лишения свободы. Все они будут отбывать наказание в колонии строгого режима. Самое мягкое наказание - два года в колонии-поселении - было назначено бывшему оперуполномоченному Александру Фадееву.
Представитель четырех пострадавших, руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов заявил, что его клиенты будут требовать возмещения морального вреда и вреда здоровью - все они собираются подавать иск к Министерству финансов РФ. Всего таковыми в ходе следствия были признаны 14 человек. Однако на вопрос, о каких суммах может идти речь, Шолохов ответил весьма расплывчато: «Мы будем исходить, прежде всего, из соображений разумности и степени моральных и физических страданий, которые понёс каждый конкретный человек». Разговор идёт о других пострадавших от рук садистов. Всё правильно, если увечья нанесли государевы слуги, то и расплачиваться за них должно государство...
Суд практически полностью подтвердил выводы обвинения. Прогноз адвоката Равиля Бакиева, защищавшего на суде интересы Айнура Рахматуллина, оправдался. «Вряд ли суд пойдёт на оправдательные приговоры в отношении хотя бы одного из подсудимых, - поделился своими соображениями с журналистами защитник ещё накануне оглашения. - Если приговоры и будут смягчены, то очень незначительно - слишком уж «резонансное» дело. Этот пресловутый общественный резонанс поставил суд в положение «между молотом и наковальней». При принятии решения он должен руководствоваться исключительно качеством доказательной базы, а оно таково, что подсудимым необходимо выносить оправдательный приговор. С другой - тот самый резонанс не позволит ему этого сделать». Что ж, иного от адвоката и ожидать трудно. Работа такая...
А теперь внимание! В Казани продолжают вскрываться все новые случаи полицейского насилия, в том числе сексуального характера. Жалобы поступают в Казанский правозащитный центр (КПЦ), а жители столицы Татарстана получили возможность пожаловаться лично главе СКР. Речь идёт не только о печально известном отделении «Дальний»: правозащитники сообщили, что за последние дни к ним, в частности, обратились четыре человека с рассказами об издевательствах и угрозах в казанских отделах полиции «Эсперанто» и «Танкодром». Так и не понял, это народные прозвища или официальные названия ментовских отделений...
Например, в «Танкодроме» задержанных зверски избивали и угрожали изнасиловать телефоном. Сразу вспомнилась армейская игра в «танкодром» - на сапог наматывалась самая грязная портянка в батальоне, и салага должен был протолкать это импровизированное «дуло» носом под рядами коек (но без последующего изнасилования, в Кантемировке гомосексуализм не поощрялся). Некоторые пострадавшие от татарских «игрунов» обращались в Центральный межрайонный следственный отдел, но их жалобы были отклонены, хотя кое-кто из пострадавших в ходе пыток отделался серьёзными увечьями (компрессионным переломом позвоночника).
А теперь давайте вспомним... Как мы надеялись, что после чудесного превращения милиции в полицию на наших улицах появятся благородные Бэтманы, герои «Смертельного оружия» (только белые и русскоговорящие), да хотя бы участковые Анискины. Какое там, разве что гламурная бутылка из-под шампанского в их мозолистых руках пришла на смену плебейской ручке от швабры (было такое дело). Суть ведь не в названии и даже не в зарплате, а в традициях и ментальности представителей данной профессии. Помню, когда в армии ко мне подходили за характеристикой в ментуру, всегда удивлялся - «на хрена тебе опять в форму?». Как правило слышал в ответ - «зато меня все боятся будут». Поняли - не уважать, не просить помощи, а БОЯТЬСЯ. Вот и получите...
Власть, тем более полная, тем более над бесправным, коим в наших реалиях является любой задержанный, тем более, когда она материально подтверждается выданным табельным оружием - страшная сила и великое искушение, через которое пройти дано не каждому. От нас уходила служить по лимиту самая шелупонь, люто ненавидевшая Москву и москвичей. Почему не на олимпийские стройки? Как же, ведь там работать надо.
Моё глубокое убеждение - к подозреваемым в совершении должностных преступлений полицейским нужно применять принцип презумпции виновности, ибо в их руках власть и корпоративная порука. Это значит, что человек в форме, в отличие от гражданского, должен сам доказывать собственную невиновность, а любое подозрение в корысти заносится ему в вину. Это, конечно, не значит, что человека будут обвинять в нанесении задержанному тяжких телесных, если камеры слежения покажут, как тот сам долбился головой об стену. Но, если эта камера в нужный момент «случайно» выйдет из строя, тут совсем другой разговор. Не говоря уже о маразме с «лечением геморроя» как в случае с Назаровым.
Но мне почему-то кажется, что показательный суд над сотрудниками казанского ОВД «Дальный» так и останется показательным. Даже хуже, такие вот Назаровы теперь будут закрывать рот... навсегда. Вот в Израиле наши бывшие милиционеры вполне востребованы, хотя там за один только утренний перегар можно вылететь со службы. Значит, смогли перековаться.
Может, у нас тут с воздухом что-то не так?..
Леонид Черток