На Аляске одно воздушное судно приходится на 70 человек, в регионах российской Арктики – на 20 тысяч.
Развитие малой авиации для территорий Арктической зоны России имеет стратегическое значение. Для многих населенных пунктов это единственный способ связи с «большой землей». Поэтому представляется аксиомой, что принятие любых решений по реструктуризации существующих предприятий должно быть максимально взвешенным и профессиональным. Ведь так легко сломать то, что создавалось десятилетиями.
У коллектива 2-го Архангельского объединенного авиаотряда существуют обоснованные опасения, связанные с необходимостью и экономической целесообразностью реорганизации предприятия и создания новой авиакомпании. Они изложены в обращении, которое направлено в Федеральное агентство воздушного транспорта. В нем содержится просьба рассмотреть законность и целесообразность создания авиакомпании «Арктика», а также предприятия «Аэропорты Арктики».
Новую компанию хотят создать на базе двух авиаотрядов – 2-го Архангельского и Нарьян-Марского. При этом базовыми аэродромами заявлены «Талаги» и Нарьян-Мар (про Васьково ничего не говорится). При этом именно на 2-й авиаотряд возлагаются обязательства по лизингу трех самолетов SukhoiSuperjetRRJ-95 (такой совсем недавно сгорел в Шереметьево). При этом не учитывается, что расходы на эксплуатацию этих лайнеров и модернизацию инфраструктуры будут для предприятия неподъемными.
Предполагается, что новая компания выйдет на рынок региональных и межрегиональных авиаперевозок. Однако в Северо-Западном регионе уже работают пять крупных авиакомпаний, которые полностью закрывают потребности в данном виде услуг. А виртуальная авиакомпания «Арктика» пока не имеет даже бизнес-плана. Не проведено маркетинговое исследование рынка, не продумана маршрутная сеть. Зато в наличии уже есть ТОП-менеджмент: по данным профсоюзной организации 2-го авиаотряда реализацией проекта займутся известный в Архангельске бывший руководитель канувшей в Лету Корпорации развития Архангельской области (КРАО) Алексей Ковалев и член Совета директоров АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Сергей Матюха. Последний, опять же по данным профсоюза заседал в Советах директоров авиакомпаний «Псковавиа» и «Интеравиа». Пикантность ситуации в том, что обе эти компании уже обанкротились. Поэтому у почти полутысячного коллектива 2-го авиаотряда возникают резонные вопросы – не ждет ли их предприятие та же судьба?
Сегодня 2-ой Архангельский объединенный авиаотряд является уникальной многофункциональной компанией. В Архангельской области и Арктике вертолеты и самолеты отряда выполняют воздушные перевозки и все виды авиационных работ: оказание медицинской помощи населению, воздушные съемки, лесоавиационные, строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание морских судов, поисково-спасательные операции. Сохранен высокопрофессиональный коллектив летного и технического персонала. Немаловажным является то, что, будучи фактически государственным предприятием, 2-й авиаотряд является не просто транспортной организацией и экономическим активом, но и важнейшим ресурсом, обеспечивающим управляемость такого огромного региона как Архангельска область. Это понимал настоящий поморский губернатор Анатолий Ефремов, когда два десятилетия назад сумел сохранить предприятие.