Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Митрополит Корнилий рассказал о плодах сторичных

    Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 27 октября, в неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского собора, совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском кафедральном соборе областной столицы.

    Архипастырю сослужили городские клирики, песнопения исполнили певчие архиерейского хора.

    По окончании богослужения глава митрополии обратился к прихожанам со словом назидания, полный текст которого приводим ниже.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

    Сегодня мы с вами, возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры, слышали за Божественной литургией евангельское повествование святого апостола и евангелиста Луки о том, как Господь наш Иисус Христос изрек притчу о сеятеле: «Вышел сеятель сеять сеяние свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Сказав сию притчу, Господь возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»

    О чем же сказана сия мудрая притча? Сеятель — это Господь наш Иисус Христос, Который принес доброе сеяние евангельского учения. Что же было бы, если бы Господь не пришел и не стал сеять? Род человеческий иссяк бы, ибо люди по своей злобе давно бы уже истребили друг друга. Господь пришел в этот мир для того, чтобы сеять доброе сеяние. Дорога — это образ всей жизни человеческой, все мы следуем путем земного существования и знаем, что путь в Царство Небесное узок и тернист, исполнен не только прекрасных роз, но и колючих шипов. Широкий путь погибелен. Им идти легко, и многие люди избирают этот путь, но он ведет в погибель. Сеяние, упавшее при дороге, означает тех людей, которые на первый взгляд являются верующими, возможно, ходят в храм и участвуют в таинствах Церкви, но увы, они не стали настоящими христианами. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что человек, который забывает Бога, впадает во многие согрешения. Понять это очень легко — представим, как человек утром после пробуждения от сна встает, совершает молитвенное правило, благоговея пред Богом, завтракает и отправляется на работу, садится за руль, и по дороге другой водитель его подрезает. Тут-то всё «христианство» такого человека может закончиться, и из уст его вырываются такие выражения, о которых, по слову апостола, «срамно есть и глаголати». Что произошло? Человек забыл Бога, поэтому тотчас впал в согрешение. В таком сердце не восходит сеяние, которое сеет Христос Спаситель. Христианин должен всегда, при любых обстоятельствах оставаться христианином и человеком! Легко считать себя верующим и помнить Бога, когда всё хорошо и гладко, а когда искушения, скорби, утраты и враги обуревают нас, мы не всегда обращаемся к Богу с горячей молитвой. Это не Бог нас оставляет, это мы забываем про Него, поэтому впадаем в согрешения. Да не будет сего с нами!

    Вернемся к притче. Одно из сеяний поклевали птицы, говорит Господь. Птицы в данном случае символически означают врага нашего спасения, который стремится забрать всё доброе, что входит в нашу душу. Как же так происходит? Порой человек, выходя из храма, тотчас впадает в страсти, грехи и пороки, привычные для его жизни, забывая о том, что он только что исповедовался, участвовал в таинстве Евхаристии, причастился Святых Христовых Таин. Так враг забирает у такого человека доброе сеяние Христово. О чем же сказано про камень, упав на который сеяние засохло? Внимательно читая Евангелие, мы знаем, что Господь наш Иисус Христос постоянно учил — в Иерусалимском храме, в синагогах, Он учил в Нагорной проповеди и в каждом доме, в который заходил. Огромная толпа всегда собиралась для того, чтобы послушать живое слово проповеди Христа Спасителя. Когда Он в последний раз явил Себя как Истинного Христа, Мессию, Спасителя всего мира и торжественно вошел в Иерусалим, ликующая толпа людей, видевших чудеса Спасителя и слышавших о них, кричала: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Через несколько дней, увы, эта же ликующая толпа кричала: «Возьми, возьми, распни Его». Каменная почва — это сердца тех людей, которые слушали Христа Спасителя, вроде бы принимали Его проповедь, а потом требовали распять Его. Сеяние Христово в этих людях поначалу дало всходы, а затем погибло. Вспомним богатого юношу, который пришел к Спасителю и, казалось, был преисполнен веры и благочестия, он исполнил все заповеди и искал спасения. Но когда Господь предложил ему стать Своим учеником, он отказался. Почему же так случилось? Богатство, которое имел этот юноша, стало незримой стеной между ним и Господом. Древние отцы говорят: «Христианский Бог ревнив», об этом же говорит заповедь «Не сотвори себе кумира». Этот молодой человек, можно сказать, имел своим кумиром богатство, к которому прикипел всем сердцем, поэтому и отказался быть апостолом Христовым. Это также пример того, как сеяние упало на каменистую почву.

    Далее в притче идет речь о сеянии, которое упало в терние, и оно заглушило сеяние. Сие сказано о том, когда люди слышат что-то о Христе Спасителе, о Церкви, но не желают прислушаться и вникнуть, постоянно пребывая в житейских заботах и суете. «Всякое ныне житейское отложим попечение», — слышим мы слова Херувимской песни за Божественной литургией. Церковь призывает нас тратить не всё время своей жизни на земные заботы и попечения, но помнить о своей бессмертной душе и оставлять хотя бы несколько минут в день для того, чтобы позаботиться о ней, чтобы то сеяние, которое посеял в нашем сердце Христос Спаситель, не заглушала житейская суета. Будем помнить о том, что мы будем отвечать пред Богом за то, как в нашем сердце взошло сеяние Христово, ибо кому много дано, с того многое и спросится, как учит Господь в Евангелии.

    Преподобный Авва Дорофей оставил в назидание нам историю о том, как в некий град пришел корабль с невольниками, и в городе том жила одна благочестивая дева. Она, услышав, что пришел корабль, очень обрадовалась, ибо желала взять себе маленькую девочку с тем, чтобы воспитать ее в святости, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала сия святая, и отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. «Видите ли тайну Божию? — говорит Авва Дорофей. — Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом? Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно». Мы с вами, возлюбленные, должны стремиться слышать Слово Божие и влагать его в свое сердце. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» — говорит Господь. О чем это сказано? Иногда мы желаем что-то слышать, а иное не желаем. Кто-то любит прекрасную музыку, иной хочет слышать пение, другой любит рассказы, истории или анекдоты, а некоторые любят слушать сплетни. Для того, чтобы услышать слово Христова учения, Священное Писание, нужно иметь духовный слух. Сегодня на душу каждого из нас упало спасительное сеяние, и по зову наших христианских сердец мы собрались в храме Божием для того, чтобы быть участниками Божественной литургии. Нас привело сюда желание в день Воскресный послужить Богу и услышать слово Христова учения, о чем говорит нам Господь и повествует Священное Писание. Что же мы должны сделать сегодня, чтобы на почве нашего сердца возросло сеяние евангельское? Прежде всего, мы должны удобрять почву своего сердца и поливать слезами покаяния. Только в очищенном сердце не погибает доброе сеяние. Об этом мы должны всегда помнить. Мы должны молиться за проповедников Слова Божия. «Поминайте наставники ваша», — заповедует нам святой первоверховный апостол Павел.

    В Книге пророка Иезекииля мы находим поучительное повествование — некий человек, поставленный стражем, увидев меч, идущий на ту землю, затрубит в трубу и предостережёт народ, но если некоторые люди не послушают его и не остерегут себя, — то, когда меч придёт и захватит, кровь их будет на них. «Голос трубы он слышал, но не остерёг себя, кровь его на нём будет; а кто остерёгся, тот спас жизнь свою», — говорит древний пророк. Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережён, — то, когда придёт меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой. Проповедники истины не должны молчать, они, подобно этому стражнику, должны сеять слово Христова учения и предупреждать людей об опасностях духовных, как делали святые ученики и апостолы Христовы, которые понесли евангельскую весть ко всем племенам и народам, и благодаря их подвигу мы сегодня знаем Христа Распятого и Воскресшего, веруем в Него и имеем надежду на то, что Господь всегда будет пребывать с нами.

    Во втором евангельском повествовании, которое мы слышали сегодня за богослужением, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов приводит слова Христа Спасителя: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». В этих словах вся суть нашей веры — ими можно дать ответ всякому человеку, вопрошающему об учении Христа Спасителя. Эти слова должен знать каждый христианин и всегда прибегать к ним, когда кто-то требует ответ о нашей вере. Запомним, возлюбленные, эти евангельские слова, слагая их в своем сердце. Будем сеять слово Христова учения, и пусть наша вера никогда не ослабевает, но приносит, по слову Евангелия, плод сторичный во Христе Иисусе Господе нашем во веки веков. Аминь!

    С праздником Воскресного дня поздравляю всех вас, дорогие мои! 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (287)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20