Когда смотришь персональную страничку Андрея Балеевского на официальном сайте АрхГорДумы, первое, что бросается в глаза, список грамот и благодарностей ему, как общественному деятелю, и, конечно, количество детей – 5 (ПЯТЬ, Карл!).
Это ж сколько времени на воспитание уходит, а он ещё и депутат не на постоянной основе. То есть, на корм семье в другом месте зарабатывает.
И начало нашей беседы было таким:
- Вы кто в первую очередь – отец или политик?
- И тот и другой в равной степени… если бы не дети, может, и в политику бы не пришёл.
Дети для Андрея и радость, и гордость, и боль. Но обо всём по порядку.
Как и многие архангельские мальчишки советского периода, школьник Балеевский мечтал о море. Мечта сбылась, после срочной в армии закончил Ворону (Архангельское Мореходное училище им. капитана Воронина). Началась работа на судах… которая закончилась вместе с перестройкой. Нужно было кормить семью, причём кормить хорошо.
Андрей уходит с флота в бизнес. Набравшись опыта, открывает собственное дело, торговлю парфюмерией и бытовой химией. Архангелогородцы должны помнить его сеть «Класс», в 90-х конкурировавшую с ныне известными брендами похожего профиля.
Как и многих его подкосил дефолт… практически срубил. Дальше он получает удар в спину – жена находит себе американца и уезжает за океан с двумя детьми. У Балеевского начинается изнурительная борьба за право быть отцом. Да такая, что приносит ему всероссийскую известность, его приглашают на ток-шоу к Малахову.
Ситуация такая: дочь, достигшая к тому моменту возраста, когда приходится считаться с её мнением, хочет жить в Америке. Андрей борется за сына, которому на момент отъезда исполнилось три года. Борьба длилась шесть лет… в девять мальчика вернули отцу в Россию.
(Тут должен внести авторскую ремарку. Наша редакция совсем не уверена, что ребёнку лучше в Архангельске, чем в Америке, зато создан прецедент – права отца на воспитание подтверждены на международном уровне. Правда похоже на «Американскую дочь» Карена Шахназарова, снятую по мотивам личной драмы известного режиссёра, которому так и не удалось отстоять право на отцовство? А Балеевскому из Архангельска удалось).
- И как сейчас сын? – спрашиваю своего визави.
- Нормально. Отслужил армию… работает.
- Возвращаться в Америку не собирается?
Уклончиво:
- Он теперь взрослый… сам пусть решает.
Именно эта борьба указала будущему городскому депутату, в каком направлении двигаться. Известный в Архангельске адвокат Илья Берлин, занимавшийся его проблемой, натолкнул на мысль: «Ты же сам все законы прекрасно знаешь, осталось только диплом получить». Пошёл учиться на юриста.
- И теперь семейные вопросы ваша основная специализация?
- Одна из. Помогаю многодетным семьям отстаивать свои права, в том числе, и жилищные, представляю их интересы в судах разных инстанций.
- На многодетных много не заработаешь…
- Конечно. Приходит ко мне одинокая мамочка с тремя детьми… какие у неё деньги. Тоже часто касается приёмных семей, защиты их прав. Зарабатываю на ведении других дел. Но главным для себя, как юриста, считаю работу с отцами, чьи права ущемлены, ведь сам через это прошёл. Не хвастаясь – меня приглашали вести подобные дела и в Коми, и в Подмосковье, определённое имя в этой сфере я себе сделал. Также работаю в Кризисном центре, даю консультации по телефону, какие-то вопросы можно попробовать решить на начальном этапе. Хотя в нашем законодательстве продекларировано равенство представителей обеих полов, но матери у суда всегда в приоритете. Впрочем, это общеизвестно.
Заговорили о политике. Когда-то мой собеседник успел стать кандидатом в КПСС… но дальше партию запретили. Долгое время был беспартийным, потом нашёл для себя «Справедливую Россию». Принципиальный не-сторонник перехода из партии в партию. Нравится вариант шведского социализма, вообще за социальную справедливость. Советский строй? В общих чертах – да.
- На выборы пошёл ещё в 2013-м, но проиграл Борису Климову («Дисма»). Потом было смешно – избиратели округа удивлённо спрашивали – «а что, у нас есть свой депутат, он разве не уехал?!».
В 2018-м он побеждает Ольгу Черткову из «Единой России». Хотя и местную… но не помогло. Протестное голосование? Тут я не совсем уверен. Современный избиратель склонен выбирать представителями своих интересов профессиональных юристов, что вполне логично.
Вот он и представляет. Как и у других его коллег по ГорДуме, избиратель идёт к нему, к депутату, на приём с жилищными проблемами. А там даже юрист голову сломит. Андрей разъясняет мне правовой нонсенс – житель Архангельска может жить в непригодной для жизни квартире, что видно невооружённым глазом. Но при этом дом считается пригодным… и всё, ни в какую очередь по расселению он не попадает. Не лучше и погорельцам… их просто некуда расселять.
- И как с этим бороться? – спрашиваю.
Вопрос вопросов… если даже на экспертизу непригодного жилья из городского бюджета выделено 100 000 руб. на весь 2019 год. На 5-6-7 семей может и хватит… но стоит-то в очереди 200 с лишним.
- Какие ещё проблемы у вашего округа (№ 1)?
Ничего нового в ответ не услышал… помойки. Не вывозят.
- Моё твердое мнение – коммуналка должна быть передана муниципалитетам, управляшки думают только о собственной прибыли.
Иду на обострение:
- Часто читаю в интернете рассуждения, что по окраинам Архангельска живут маргиналы, отсюда беспорядок и бытовая неустроенность.
- Чушь. Людей туда селили давно, ещё при советской власти, поближе к производствам, где они тогда работали. Это же не гетто, а рабочие районы, там живут такие же законопослушные граждане, что и в центре города. Просто попавшие в неудачный исторический отрезок. Им, беднягам, даже ассенизацию часто приходится проводить за свои деньги, куда годится?!
Интересуюсь работой их фракции в городском Совете… уж больно она тихая на фоне своих же сопартийцев в областном Собрании.
- Это видимость. У нас серьёзная внутрифракционная работа, споры, поиски консенсуса по принципиальным вопросам. Единственное, мы пока не очень узнаваемы и публичны… для всех депутатов фракции это первый в их жизни созыв.
Работать законотворцем вообще непросто. Балеевский рассказывает, какое непонимание даже на уровне гражданского общества встретил его проект бесплатного посещения музеев многодетным семьями – зачем им это надо… никто не пойдёт… лучше просто денег дать… А потом подошли люди из одной важной партии и предложили отдать этот законопроект им в разработку… типа взаимообразно.
В конце беседы спрашиваю – в каком Архангельск многодетный отец Андрей Балеевский хотел, чтобы росли его дети?
- В том, в каком я когда-то рос.
- ??
- Где играли в футбол на проезжей части, не боясь быть сбитыми, а машины проезжали одна в час. Где родители не боялись оставлять детей во дворе на целый день…
- Но магазины с сегодняшним ассортиментом товаров?
- И по тем старым ценам…
- …но с сегодняшними зарплатами!
Перед вами, читатели, наглядный пример, как легко достигнуть общественного согласия…
Леонид Черток