Иван Холоубек, директор исследовательского центра экологической химии города Брно (Чехия), и Максим Чащин, представитель Санкт-Петербургского научного центра гигиены и общественного питания Роспотребнадзора, встречались с медработниками и главой национального поселка Красное, одной их трех территорий НАО, где велись исследования. Также они выслушали мнение руководства Ненецкого округа и начальников окружных управлений образования и здравоохранения, сообщает официальный сайт администрации округа.
«Итог пятилетней работы - устойчивые токсические вещества, к которым относятся пестициды, тяжелые металлы (ртуть, кадмий, свинец), хлорсодержащие вещества на территории российского Севера обнаружены, - рассказывает Иван Холоубек. - В среднем по сравнению, допустим, с Гренландией, уровень загрязнения у вас значительно ниже, но ядовитые вещества все-таки имеются, несмотря на то, что в этой части света их никогда не производили. Сей факт подтверждает способность этих веществ переноситься на огромные расстояния, используя воздушные потоки и водные течения. До 2001 года информации о наличии стойких токсических веществ (СТВ) на территории российской Арктики не было вообще».
Исследования проводились в четырех северных регионах РФ: на Таймыре, Чукотке, Мурманской области и Ненецком АО. Они шли в два этапа. Сначала ученые определяли наличие СТВ в почве, воде, диких животных, воздухе. (Основной источник накопления пестицидов и тяжелых металлов – жировые отложения морских обитателей, тюленей, моржей, а также внутренние органы оленей, то есть традиционная пища коренных народов Севера). Потом – как яды, накопленные окружающей средой, сказываются на человеке.
Так как стойкие токсические вещества особенно опасны для рожениц и их детей, медицинские экологи брали кровь у беременных женщин и членов их семей, а также проводили обследования домов на наличие СТВ. В Ненецком округе участие в проекте принимали жительницы Нельмин Носа, Красного, Амдермы. В Индиге и Нельмин Носе были проведены исследования крови коренного населения у нескольких поколений семьи. Дело в том, что, попадая в организм человека, СТВ не распадаются и не выводятся. Они накапливаются и передаются в наследство от матери к ребенку.
Как утверждают ученые, для человека пестициды и другие стойкие токсические вещества крайне опасны, так как негативно влияют на репродуктивную функцию человека, способны вызывать преждевременные роды, спонтанные аборты, смерть плода, неврологические расстройства. Кроме этого, высокая концентрация стойких токсических веществ приводит к изменению пола новорожденных, под воздействием СТВ чаще рождаются девочки. Такой дисбаланс, несомненно, ведет к вырождению коренных обитателей Арктики, считают исследователи ООН. Как сообщается в заключительном отчете программы по исследованию наличия стойких токсических веществ, в крови ненцев были обнаружены полихлорированные бифенилы (ПХБ) и тяжелые металлы, преимущественно свинец.
Надо отметить, медики Ненецкого округа опасения представителей международной экологии считают несколько преувеличенными, хотя проект в целом признают нужным. Проблемы со здоровьем коренного населения в НАО связывают с распространением таких заболеваний, как алкоголизм и туберкулез. Кстати, годовой бюджет проекта ООН превышал 2 млн. долларов. ГЭФ финансировал его пять лет подряд.
Интерес ООН к российской Арктике не ослабевает. В 2005-м году Агентство окружающей среды Организации Объединенных Наций начало в Ненецком округе новый проект «Поиск, утилизация и безопасное хранение полихлорированных бифенилов и пестицидов, запрещенных к использованию».
В 2001 году Россия подписала Стокгольмскую конвенцию, где была определена «грязная дюжина веществ» особенно опасных для человека, которую запретили производить и использовать. Произведенные ранее пестициды и полихлорированные бифенилы подлежат уничтожению. Однако Стокгольмскую конвенцию Россия не ратифицировала, как и США, где проблема с использованием ПХБ и пестицидов стоит куда острее, чем в Российской Федерации.
Еще одним результатом проведенных ООН исследований стала подготовка Правительством РФ национального проекта, касающегося северных территорий России, который предусматривает изъятие и утилизацию стойких токсических веществ.