Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Сиди и смотри. Рецензия на фильм «Собибор» Константина Хабенского

Тридцать лет назад на экраны тогда ещё живого, но уже перестроечного Советского Союза вышла военная драма Элема Климова «Иди и смотри», рассказавшая правду о немецких зверствах на территории оккупированной Белоруссии.

Некоторых моих знакомых из киношного мира тогда отвратило само название: «что это за дидактика – иди и смотри… а вот принципиально не пойду». Тем более что в те годы никто не сомневался – немцы пришли на нашу землю убивать, а не раздавать конфеты… поклонники фашистской идеологии в нашей стране появились чуть позже.

Причём и этот фильм, как все творения Климова в советский период, пробивался на экраны практически с боем. Идеологам соцреализма не нравился ни натурализм отдельных сцен, ни покадровое превращение главного героя из подростка в старика, ни финальная сцена расстрела фотографий бесноватого фюрера, когда рука мстителя не поднимается на Гитлера-младенца… какой-то намёк они в этом узрели. Ленту от полки спас приход гласности.

С режиссёрским дебютом известного актёра Константина Хабенского обратный случай. Хочется сказать зрителю – сядь и смотри. Да, тяжело. С огрехами в кинопроизводстве. С весьма спорным сценарным рисунком, мне, например, не хватило подлой роли польских обывателей в поимке сбежавших заключённых. Но смотреть надо.

Так, собственно, и сказал семье. Которая вернулась из кино в некоторой растерянности. Мы, рождённые в СССР, привыкли, что среди экранных немцев обязательно были скрытые антифашисты. Которые и конфеткой ребёнка угостят, и еврейке с детьми помогут убежать из гетто. Даже самые-самые из них способны были на благородство, героя «Судьбы человека» не только напоили, не пристрелили, но и сало с хлебом в барак передали.

Пришлось моим рассказать, как он было на самом деле.

Сразу отмечу – лагерь Собибор, если не знаменитый побег, так бы и оставался в числе малоизвестных небольших фабрик смерти. Ни разу не Бухенвальд и не Освенцим с огромной территорией, где был хоть какой-то шанс выжить. В Собиборе именно актировали. В фильме есть сцена, как в лагерь прибывают вагоны, набитые телами заключённых, их просто надо сжечь. Уж не знаю, отбирали туда служить после общения с психологом или как. Скорее, по желанию, ведь это была прекрасная возможность избежать отправки на русский фронт… ну и прибарахлиться. По свидетельству историков, немцев в лагерном управлении и охране было совсем немного, в основном коллаборационисты из славян (в данном случае, поляки и украинцы). Но не забывайте, примерно 80 % населения той Германии деятельно поддерживали нацистский режим. То есть, были согласны с таким вариантом окончательного решения еврейского вопроса.

Так вот, 29 апреля 1945 года американские войска заняли концлагерь Дахау. Там они обнаружили 39 вагонов, ДОВЕРХУ полных трупов узников - некоторые полуразложившиеся. Множество тел валялись вокруг на траве. Американцы прошли дальше, и увидели крематории, полные обгоревших костей, и газовые камеры, которые работали ещё утром. К американцам с поднятыми руками вышел комендант лагеря с нашивками СС и предложением о добровольной сдаче в плен.  Первый же американский пехотинец выстрелил ему в глаз с яростным криком – «Вот тебе капитуляция, тварь!».

И понеслась. В этот день были убиты ВСЕ, имеющие отношение к обслуживанию концлагеря, больше 500 человек. Своих капо (старших по бараку) забивали оставшиеся в живых заключённые, способные поднять лопату или лом. Перед этим американские солдаты и сержанты попросили своих офицеров покинуть территорию лагеря, чтобы не подставлять их под военный трибунал, что те сделали с явным облегчением. Они вернулись позже, якобы с подкреплением, но всё уже было кончено. Впрочем, и трибунала никакого не было, всё спустили на тормозах.

При этом надо помнить, что на территорию Америки за всю войну не упало ни одной авиабомбы, не было ни оккупации, ни концлагерей, а сами американцы, чтобы о них не писала наша ура-патриотическая пресса, вполне себе снисходительные люди, гостеприимно открывшие двери перед своими вчерашними противниками по окончанию Вьетнамской войны.

Теперь представьте, что увидели американские солдаты в концлагере Дахау, чтобы так озвереть? Представили… и сразу «Собибор» покажется вам документальной правдой. В моей семье не было никого, сгоревших в огне Холокоста, но во мне всегда жило неприятие всего немецкого – от языка до кулинарии. Ну, разве что, книги Бёлля и фильмы Фассбендера.

Да, есть перегибы. Фильм начинается с хрестоматийной сцены – европейские евреи чуть ли не с радостью заселяются в концлагерь, надеясь пересидеть там опасности войны. Возможно, в самом начале так оно и было, но к 43-му году, в котором происходят эти события, иллюзии давно должны были рухнуть.

Наверное, о жуткой сцене гонок на тачках, запряжённых узниками, полосуемыми кнутами, не написал только ленивый. И я не поленюсь – возникла прямая ассоциация с «Бен Гуром», только там гонки на колесницах. А поджигание еврея зажигалкой – повторение сцены из английского фильма «Переход» с Макдауэлом в главной роли. А разрубание топором пня на время организатором побега – это же парафраз из «Коммуниста», только вместо Урбанского Хабенский. Не много ли цитат для столь реалистичного в своей заявке кинополотна?

И куда смотрели консультанты? Когда-то я много читал о той войне, о концлагерях. И тут обратил внимание на то, что главное исчадие ада в киношном Собиборе, которого исполняет хорошо (и без сожаления) подзабытый «горец» Ламберт, носит звание обершарфюрера SS. В переводе на общевойсковое – оберфельдфебеля, а по-нашему так просто старшина. Не слишком ли мало для коменданта концлагеря, у которого на экране в подчинении находятся майоры (штурмбаннфюреры)?

Вообще персонаж Ламберта вызывает у меня сомнения. Рассказ о трагической любви к еврейке хорош (хотя и превращает его в полного психопата, если это объяснение творимым им самим зверствам), когда он рассказан на ушко другу-собутыльнику. Но при всех офицерах… в 43-м году, когда расовая теория неполноценности ещё в чести… прямой путь на Восточный фронт, и это при удачном стечении обстоятельств.

И так далее. НО…

… в фильме есть главное. Из-за чего губошлёп Холмогоров, этакий цивилизованный националист в интернете-пространстве, уже назвал его антирусским. Дело в том, что в лагерь смерти Собибор свозили именно евреев. Кого сразу утилизировать, из кого выжать последнее… но потом всё равно в газовую камеру. И восстание носило чисто еврейский характер, без всякой руководящей и направляющей роли. Что очень не нравилось советским идеологам. Вы в курсе, что Александра Печерского не пустили на мировую премьеру иностранного фильма «Побег из Собибора», хотя с выездной визой ему пытался помочь сам Владимир Познер (наш тогдашний телемост с Америкой)? Шёл, между прочим, 1987 год, самый разгул гласности, уже все знали, что советские военнопленные из немецких, польских, чешских концлагерей прямиком отправлялись в ГУЛАГ, и Печерский не стал исключением. Но вот такую еврейскую составляющую наш КГБ пережить не мог.

У кого-то теперь есть вопросы к Холокосту? К исключительному праву лиц еврейской национальности (считалось до бабушек-дедушек) первыми зайти в газовую камеру? Садись и смотри!

И ещё сцена в самой концовке ленты. Заключённые бегут к выходу из концлагеря, к свободе… и на бегу срывают шапки перед смертельно раненым комендантом, своим главным палачом и мучителем. Попробуйте сами ответить – почему?

Леонид Черток


Добавление комментария

  • Имя:

  • E-Mail:

  • Комментарий:

  • Введите код:

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Ноябрь 2018 (134)
Октябрь 2018 (268)
Сентябрь 2018 (242)
Август 2018 (260)
Июль 2018 (235)
Июнь 2018 (273)





Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20