Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Играли мальчики в войну. «Мы из будущего» как низкий поклон прошлому

 

Как бы подобная фантастическая история снималась во время торжества социалистической идеологии? Группа комсомольцев-следопытов, решивших посвятить свой летний отдых военно-патриотической работе, откопала землянку в три наката, с почестями похоронила павших героев, скрупулезно собрала документы и боевые награды для сдачи в архив. Потом молния (метеорит, гром, цунами), искривление гиперпространства, и военно-спортивные мальчики органично вливаются в боевую часть Красной Армии. Им это сделать легко, идеология одна и та же, смелости и злости в борьбе с врагом они в октябрятах научились. Еще и политрук в перерыве между боями заставлял бы их читать лекции о светлом будущем. Но только в том случае, если эти гости из будущего догадались помалкивать в тряпочку о тезисах ХХ съезда партии, кровавой роли Сталина в современной истории. Иначе бы и до Сибири не доехали, прямо на передовой к стенке. А вот сами добровольно они решили бы вернуться в свое время после 9 мая 45-го, не раньше. Подобный финал был бы правдой, нас так воспитывали. И это¸ скорее, хорошо, чем плохо.

Сегодня другая правда жизни, но от этого интрига сюжета делается еще круче. Пусть читатель заранее меня извинит, я буду потихоньку брюзжать по ходу этой действительно хорошей «пьесы». Итак, по раскрашенному яркими красками Питеру XXI века едет бригада «черных копателей» (читай, мародеров) выполнять очередной выгодный заказ на военные реликвии. Персонажи действительно колоритные. Лидер - начинающий бизнесмен по кличке Борман, «ботаник» в очках, бритый скинхед Череп и волосатый рэппер. Видно, давно вместе работают. И тут мне никто не ответил на вопрос, на чем сошлись столь разные парни, какая история за плечами. Понимаю, что это не сага, не «Бригада», но образы остаются не законченными. Положение могла спасти пара фраз, однако только очкастый отличник вскользь упоминает, что сидел с Борманом на одном горшке в яслях. А остальные? Мне этого мало.

Как работают «копатели», более-менее известно. Как и то, что между ними происходит жесткая конкуренция. И здесь не обошлось, еще и с хорошим мордобоем. Драка отнюдь не лишняя, ясно, что 20-летние парни, хоть и не служили в горячих точках, все равно, к борьбе с врагом физически готовы. Все ничего, если бы их противниками  не выступили сверстники явно кавказского происхождения. Причем они оказались намного приличнее русских ребят. Обещали матери погибшего солдата вернуть найденные семейные реликвии, она им за это молоко в кринке носит. А наши только потешаются, за что и попадают в страшный переплет, в сказочное проклятие старушки. Понимаю, толерантность, сам за нее обеими руками, но и меру знать надо.

Парни смывают с себя наваждение (и грехи) нырянием в озеро, и выплывают в 42-ом году. Время имеет значение. Это уже не 41-й, когда судьба страны висела на волоске, но и не победный 44-й, где падение Берлина было лишь вопросом времени. Тот год стал в истории войны решающим, самым кровавым, жертвенным, о наградах никто и не думал. Зато сдавались в плен ротами, полками и даже дивизиями, подозрительность к любым непонятным людям у линии фронта была страшная, это даже в советских фильмах видно. Поэтому, несмотря на всю фантастичность истории, очень странно выглядит прекраснодушие политрука стрелкового полка в отношении четырех голых парней, да еще и говорящих странными эпитетами. А уж особист так вообще разрушает все известные стереотипы «сталинских ястребов». Посмеивается над контуженными, не орет, ногами по ребрам не бьет. Апофеоз СМЕРШевского гуманизма наступает, когда «гости из будущего» возвращаются из рейда во вражеский тыл, который, по сути, является проверкой на лояльность и верность присяге, без «языка». Так, а как же известная песня Владимира Высоцкого «Тот, который не стрелял»? Там много раз проверенный боец тоже «однажды языка добыл, да не донес». За что был тут же «взят на карандаш» и «залп выдал пропуск в ту сторону земли». Что, сгущал исторические краски великий бард? Да помню я, помню, что фантастика, но на то и сценарий, чтобы максимально воссоздать историческую репродукцию того времени без ущерба для сюжетной линии.

И все равно, за душу хватает. Потому что не раз все происходящее на экране видел во снах. И атаку под свистящими пулями. И рукопашную в немецких окопах. И дзот, плюющийся огнем, а ты бежишь на него с последней гранатой. И надвигающийся «тигр», хрен с ним, что это модель танка появилась на вооружении вермахта гораздо позже. А помните, как жгли себе руки спичками, проверяли, готов ли к допросу в гестапо? Что, не было в вашем детстве такого? Значит, вы из другой команды...

Это добротный боевик на военную тему, сюжет динамичен до предела. И я с чистой совестью оправдываю все ковбойские выстрелы из трехлинейки от бедра, потому что иначе мы не победили бы в той войне. А если победили, то не так интересно. Показанная история локальна, без масштабных сражений и панорам, для них есть эпопея «Освобождение». Иногда возникают ассоциации со «Спасением рядового Райана» Спилберга. Но таковы законы современного кино, иначе в зал молодежь не затащишь.

И еще красивая любовь. Да, к ней тоже есть претензии. Прекрасная санинструктор даже во время боя появляется со стильной прической, накрахмаленными белыми бантиками и в сексопильной мини-юбке, как бойцы из-за нее друг друга не перестреляли. А ведь меня еще в отрочестве мучила мысль, как эти девчонки в боевых условиях ухитрялись соблюдать правила элементарной гигиены. Ставя себя на место главных героев, понимаю, такую можно было полюбить. Но, как зрителю, мне не хватает штрихов к ее портрету. Например, откуда родом, из Москвы, Архангельска или рязанского села? По разговору, так интеллигентная девица, но иногда ведет себя как фабричная девчонка.

Закончу с брюзжанием. Меня смутила сцена импровизированного концерта. Не только стилизованный романс, могли бы найти красивую, лиричную песню из того времени, пусть и хорошо узнаваемую. Сам факт подобного времяпрепровождения. Ассоциация с поющей эскадрильей из «В бой идут одни «старики». Но летчики-истребители позволяли себе вокально расслабиться только на аэродроме, вдали от боевых действий. Здесь же непосредственно передовая, солдаты в затишье спали крепким сном,  концертные бригады туда стали привозить только в 43-ем, да и то с агитационной целью. А вот выход с рэппера с гитарой и старенький патефон в роли инструмента ди-джея - отличная придумка. Это еще один из многочисленных плюсов картины - много юмора, приколов и никакого пафоса. Вспомните, сколько этим грешил советский кинематограф. Постоянно удивлялся, как на таком эмоциональном надрыве люди могли выдержать долгие четыре года войны.

Несколько смутила сцена, где опытный и добрый старшина (Борис Галкин) читает заупокойную молитву над погибшими солдатами. Причем его с пониманием слушают остальные бойцы. И что, никто не побежал за особистом, пусть и таким плюшевым, как показали, не набросился с атеистической пропагандой? Извините, не верю, и отношусь к данному эпизоду, как к неумелой дани сегодняшней официальной идеологии. Да, так должно быть на войне, но ведь не было.

И особо явный прокол. Для меня это сцена допроса в немецком штабе. Все хорошо, и легенда побега, и нравственное испытание в обладании портсигаром - ключом к возвращению в свое время. Замечательный диалог с немецким полковником о скорой победе наших войск. Ведь самое главное оружие нашей четверки - знание исхода войны. Они им очень аккуратно пользуются, хотя я бы на их месте кричал про День Победы на каждом углу, естественное желание потомка победителей. Но все портит прямая цитата из классического фильма Сергея Бондарчука: «После первой не закусываю». При всех достоинствах «Мы из будущего», ему далеко до «Судьбы человека», как до Луны, нельзя так небрежно превращать высокую трагедию в фарс.        

Всё, пар выпустил, дальше только в превосходных выражениях. Наконец я увидел, как на экране воплотилась моя потаенная мечта всей жизни - повлиять на исход войны. Пусть в маленьком эпизоде, но пристрелить своего фашиста, убившего в 41-ом году под городом Калининым моего дядю Васю, которого я никогда не видел. Или попытаться спасти от гибели девушку с санитарной сумкой через плечо, пусть она трижды в день причесывается у Зайцева. Да и парни из нашего времени оказались из моей команды. Что с того, что не за Родину шли в атаку, а за свою дружбу. Ведь так и воевали, так и гибли тогда. Не за Сталина, за родной московский дворик на Покровке, за одноклассницу Таню, за друга Кольку. А то, что скинхед оказался настоящим бойцом и патриотом, так он почувствовал, что наносное, а что нет.

Мне единственное не хватило для полного счастья такого сюжетного хода - в последний момент Борман остается в том времени рядом с любимой, именно об этом я мечтал в юношеских снах, а Череп поднимет Знамя Победы над Рейхстагом. Потому что там была настоящая жизнь. А у нас...

Такой фильм очень сложно заканчивать. Ясно, что двумя часами экранного времени не разберешься ни с копателями, ни с неофашистами. С последними особый разговор. Наш Череп идеализирован, большинство его единомышленников в подобной ситуации быстренько примкнут к РОА генерала Власова, это враги. Поэтому финальный пафос оправдан - четверка «мушкетеров» на современной петербуржской улице встает против бригады бритых молодчиков в кожаных куртках и «говнодавах». Дальше можете додумывать сами...

Ну, а кто, если не они?

Леонид Черток

Автор благодарит за поддержку салон "ВИДЕО МИР" (г.Архангельск, ул.Поморская, 24, ТК "Орион")


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Февраль 2023 (93)
Январь 2023 (331)
Декабрь 2022 (397)
Ноябрь 2022 (358)
Октябрь 2022 (356)
Сентябрь 2022 (303)





Деньги


все материалы
«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20