Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Сослагательное наклонение. «Мы из будущего – 2» Александра Самохвалова

Сразу предупреждаю, новый фильм просто соткан из отдельных недостатков, но на общем фоне вполне смотрибелен. Как так? Об этом в самом конце.

Итак, перед создателями сиквела стояла поистине непосильная задача снова отправить современных героев в ТУ войну, да ещё это замотивировать. В первый раз было проще, «чёрные копатели», а проще говоря, мародёры, зарабатывающие неправедные доллары на памяти людской, были прокляты солдатский матерью и при купании во время грозы попали во временной излом (это я так себе объяснил). Сразу становилось ясно, обратно они вернуться лишь искупив вину кровью, хлебнув войны по полной. Что и произошло. Без лишних слов было ясно, к старой жизни для них возврата нет, характеры парней должны измениться. Да, но не до такой же степени!

...И не вместе с внешностью. Я не знаю, по какой причине в новом фильме не снимался центральный персонаж, исполнитель роли Бормана Данила Козловский, парень сыграл вполне ничего себе. Возможно, сам отказался, а, возможно, это новый режиссер решил поменять его на суперпопулярного Игоря Петренко. Актёра, безусловно, яркого, любимца женщин, но, по моему мнению и не только, на протяжении многих лет играющего одну и ту же роль - «Водителя для Веры».

Впрочем, и замену режиссёра трудно назвать удачным продюсерским решением. Первый, Андрей Малюков, работал ещё ассистентом у Юрия Озерова на «Освобождении», потом сам снял «Грозовые ворота». Вот откуда в первом «Мы из будущего» нотки старого, доброго военного кино, любимого нами с детства. Сиквел же снимал Олег Погодин, у которого совсем другая фильмография (например, «Непобедимый», копия дешёвого зубодробительного голливудского боевика). Да и он в конце производства настолько разругался с продюсерами, что даже снял фамилию из титров, за него фильм доклеивал постановщик трюков. Я сам работал в ситуации, когда в середине картины менялись режиссеры («Батальоны просят огня»). Так вновь прибывший почти всё переснял, и половину актёрского состава заменил, благо деньги были народные (то есть, ничьи). Зато фильм вышел целостным, до сих пор смотрится.

Но вернёмся к актёрам. Кем бы стал копатель Борман, существуй он в реальности, после такого потрясения правдой жизни о войне? Конечно, завязал бы с чёрным делом. Возможно, возглавил отряды «Поиск» на всероссийском уровне, с такими знаниями мальчишки к нему сами бы липли, а фронтовики доверяли. Или создал свою Антифа и мочился с фашиками. Так ведь нет, наш мачо, наш ковбой предпочёл карьеру книжного червя, кандидата исторических наук. Это с его-то энергетикой, с его харизмой! Как-то странно.

Странно и то, что в новом герое не осталось ни чёрточки старого, не внешне, а именно внутренне. Да, люди меняются и с годами и под грузом обстоятельств, но не настолько же. Насколько бы было интереснее наблюдать, как в серьёзном молодом учёном нет-нет да проглянутся черты того лихого Бормана. Впрочем, это касается и бывшего нацика Черепа, напрочь перековавшегося просто в Сашу Васильева, даже слэнг куда-то подевался, интонация изменилась. Был генерал Власов, стал генерал Карбышев. Простите, коллеги-сценаристы, но так не бывает.

А ещё Петренко откровенно староват для этой роли. Ну, сколько лет прошло с момента первого путешествия во времени, не больше пяти? Тот же эффект, который так подвёл Олега Меньшикова в «Сибирском цирюльнике», играет молодецкий юнкерский задор, а глаза старые и руки тоже.

Но и это не главное, мотивация поступков подводит. Я верю в любовь, но не в такую, которая живёт в современном парне к давно погибшей на войне девушке. «Я тот, кто только прошлым лишь живёт», - фраза из популярной песни, но не руководство к жизни. Однако, снова попадая в военное прошлое, кандидат наук только и думает, как найти свою чудом оставшуюся в живых санинструкторшу Нину, а потом так старательно её спасает, что рядовому Райну из фильма Спилберга впору обзавидоваться. И только однажды, как бы между прочим, даёт квалифицированный совет по проведению Львовско-Сандомирской боевой операции. Это с его-то знанием военной истории?! Сколько раз я в школьные годы, да и позже, грезил, что чудесным образом попадаю в то время со всеми своими сегодняшними знаниями. Ух, как бы развернулся, сколько жизней спас! Конечно, глупо всем и каждому рассказывать, какая усатая сволочь засела в Кремле, и как её развенчают на ХХ съезде, как миллионами людских жизней Сталин будет затыкать собственные прорехи, что не стоит рваться брать Берлин, кладя на это полки и дивизии, Германию и без этого победят и разделят. Но лично я бы постарался донести полезные знания не до знакомого с 42-го года комбата, а куда-нибудь повыше.

Но и это слишком простой ход. Вспомните известный рассказ знаменитого японского фантаста Кобо Абэ про путешествие во времени. Там человек на экскурсии в первобытный мир случайно сошёл со специальной тропы, раздавил мотылька, а вернулся совсем в другое общество, где изменились даже правила правописания. А у нас тут путешественники во времени за полтора часа экранного времени положили из автоматов пару сотен фрицев, среди которых вполне мог быть отец, например, фрау Меркель или ещё кого покруче. Мир, тем не менее, не изменился, всё такой же, не лучше и не хуже. Даже не интересно. Вот бы посмотреть, как выкрутились парни, если на применение оружия было наложено табу. Да, плоховато с фантазией у коллег-сценаристов...

Другой вопрос, зачем им было напрягаться? Задача стояла конкретная - в преддверии президентских выборов на Украине замочить кандидата Ющенко с его любовью к Степану Бандере и прочим националистам. Видимо, поэтому из второго фильма были немотивированно убраны два вполне симпатичных персонажа - ботаник в очках и волосатый растаффари. Хоть бы объяснили, что с ними, в армию забрали, посадили, или свалили ребята из страны, где, как не нырнёшь, обязательно во что-нибудь вляпаешься? Вместо них введены два неприятных даже внешне украинца, один - убеждённый ОУНовец, второй - зажравшийся сынок депутата Верховной Рады от БЮТ или чего-то подобного. Причём по ходу фильма они неуклонно меняются к лучшему, выучивают литературный русский язык, а к финальным тирам даже фирменное украинское «шо» из их речи исчезает.

Впрочем, само начало развития основного сюжета лично меня поставило в тупик. В районе Львова россияне с украинцами реставрируют уже упомянутую мной войсковую операцию. Ничего себе местечко нашли для «Зарницы», самое, что ни на есть, логово националистов, добро бы где-то под Одессой. Удивительно, как они там друг друга не перестреляли к обеим мамам, русской и украинской...

Если же говорить об исторической правде, то не всё с этими ОУНовцами просто, как показано в фильме. Это же не дивизия СС «Галитчина», воевали они не только с русскими, но и с немцами. Не оправдывая ни капли их современных последователей, как, впрочем, любых пособников фашистов, но делать из тех людей однозначных мерзавцев без попытки разобраться в личной истории каждого, я бы поостерёгся. Вспомните гениальный «Пепел и алмаз» Анджея Вайды, как сочувствуешь погибающему на помойке герою Збигнева Цибульского. Между прочим, это бывший боец Армии Крайова и участник Сопротивления убивал совработников, мстя им за предательство национальных интересов Польши. Всё там было очень непросто, как и на Украине. Фильм вышел в прокат в 1958 году, представляете, как в те годы обстояли дела со свободой слова? Так зачем сегодня всё упрощать? Ах, да, предвыборный заказ...

В фильме полно экшна - погонь, пальбы, рукопашных схваток. Иногда мне казалось, что смотрю художественную реконструкцию какой-нибудь популярной компьютерной стрелялки, до которых небольшой охотник. Придётся извиниться перед создателями первого «Мы из будущего», я-то их укорял в изобилии насилия и крови на экране. Говорите, молодёжи нравится? А как же правда жизни? Известно, во время Великой Отечественной войны своего немца убил лишь каждый десятый советский солдат, мы это ещё в школе проходили. Ну, а здесь, получается, собрались сплошные храбрые портняжки, «одним махом - семерых убивахом». Что значит, создатели фильма имеют поверхностное представление о настоящей войне, где в ближнем бою редкий пехотинец живёт больше двух минут. Очередной «кинодопуск», когда простая уличная драка превращается в изощрённую схватку чемпионов мира по боям без правил.

Что мне понравилось, так это линия со спасением ребёнка. Верю, что циничный до этого хохол арийского типа, взяв крохотное тельце на руки, пересмотрел своё отношение не только к истории, но и к жизни вообще. Правдив и искренен диалог бывшего Черепа с бывшим Борманом по поводу отношений последнего с Ниной - «ты не имеешь право на её любовь именно потому, что отец её ребёнка вот-вот погибнет». Воспользоваться знанием истории в такой ситуации действительно тянет на подлость.

Облом подкрался незаметно. А именно в последнем бою, когда четверо героев косят из автоматов врагов, стоя спина к спине на крыльце дома. Точная изобразительная цитата из известного американского вестерна «Молодые стрелки» (в гл. роли Э. Эстевезе). Ну, сколько можно?!

Я уже не спрашиваю, откуда главные герои знали, что обязательно вернутся из прошлого в будущее. Ведь их в этот раз никто не проклинал, искупать было нечего, а любой взрыв мог просто разнести ребят к известной бабушке. Не иначе, как сценаристы подсказали...

Так почему я считаю этот фильм в целом неплохим? Потому что остальные современные «киношедевры» на военную тематику ещё хуже. Не беру «Рио-риту» Петра Тодоровского, это «кино не для всех». Но 23 февраля, когда на Втором шли «Мы из будущего-2», по Первому крутили (по другому и не скажешь) «Край», меня ещё ломало, что смотреть. Оставшийся час экранного времени только утвердил в правильности выбора. Даже меньше, сцена в женской бане, снятая так, как будто не было в нашей жизни «А зори здесь тихие», жирной чертой зачеркнули самые призрачные надежды на «Оскар». Жалко и миллионов, вложенных в туфту, и Машкова с Гармашом, участвующих в убожестве, и Алексея Учителя, совсем недавно ходящего в мэтрах авторского кино. А хозяина РЖД Якунина - так просто судить надо. За растрату!

Но это совсем не значит, что нужно снимать «Мы из будущего-3». Сын уже интересуется ТОЙ войной и историей своей семьи. Сложно будет объяснить парню, что два его дедушки на войне совсем не той фигнёй занимались, как это на экране показывают...

Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (293)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20