Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Я шатаюсь по Москве. «Исчезнувшая империя» глазами очевидца

 

В эпоху оттепели молодые строители коммунизма гордой поступью шли по столичным улицам, веря, что всеобщее счастье и благополучие за ближайшим углом арбатского переулка, это хорошо видно по черно-белым, но очень солнечным кадрам хрестоматийного «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия. В расцвет застоя их походка изменилась на расслабленную и вихляющую. Слишком много пафоса, лжи и двойных стандартов. С такими разве построишь? Скорее, разрушишь великую империю.

Режиссер Шахназаров решил разобраться с прошлым? Вопрос не праздный, многие критики сравнивают «Исчезнувшую империю» с гротескно-мрачным балабановским  кино-памфлетом «Груз-200». То кино мне активно не понравилось, о чем и написал год назад в рецензии «Препарированная молодость». А Карену хочу сказать спасибо. И вот за что...

В первой сцене фильма трое молодых оболтусов-первокурсников разводят снятых в кафешке пэтэушниц на койку. Случай, характерный для любого исторического периода. С одной оговоркой, Серега, главный герой картины, выдает себя студента, внука известного археолога с мировым именем, за рабочего паренька. Я кулак себе укусил от восторга, ведь это был мой фирменный прием, проверенный годами! Представьте себе, сидит на московской кухне 70-х компания патлатых и джинсовых студентов, КПСС ругают, Галича поют, антисоветские анекдоты рассказывают. И тут я, подмигнув дружкам, на полном серьезе заявляю, что недавно вступил в члены партии, собираюсь идти служить на китайскую границу и, вообще, ВЕРЮ. Какие бы навороченные плейбои меня не окружали, но одна из девчонок - точно моя! Из банального интереса - как там у таких идейных реликтов в штанах устроено. Очень точная примета времени. Пусть сегодня сын олигарха попробует выдать себя за рабочего с ЗИЛа. Хрен ему чего обломится!

Весь фильм состоит из этих примет. Прошло всего-то тридцать четыре года, а попробуй-ка, воссоздай все до мелочи. Сегодня в реквизиторских «Мосфильма» легче мебельный гарнитур мастера Гамбса откопать, чем магнитофон «Соната». Однако Шахназарову это удалось, что, в принципе, немудрено для генерального директора киноконцерна. У меня есть сомнения в форме воротничков тех лет, и выпускался ли уже «Москвич-2141», но прощается. В конце концов, в михалковской «Рабе любви» ретро-трамвай летит в неизвестность на фоне современного города, и казаки за ним скачут по вполне современному асфальту, а мы не замечаем. Здесь, главное, настроение и мотивация поступков. Такая нелепая сегодня и обыденная вчера.

Три друга живут обычной московской жизнью. Специально подчеркиваю географические координаты, в середине 70-х в столица, в отличие от провинции, жида сытнее. Колбаса еще лежала в свободной продажи, очереди были только за разливным пивом. Но уже хотелось большего. «Райфл», «Биттлз» и денег. Главный герой Серега начинает с того, с чего и мы - потихоньку распродает семейную библиотеку. Причем не на книжной толкучке у памятника первопечатнику Федорову, а через букинистический магазин, так спокойнее и быстрее. Следующий этап «первичного обогащения» - грампластинки (диски, «пласты»...), потом джинсы, потом.... А вот далее начинается выбор жизненного пути. Или комсомол-аспирантура-карьера, или валюта-суд-Сибирь. На этом перепутье Сергей и тормозится. Опять виной всему любовь...

Какие девушки нравились нам в те годы? Те, с кем проще, те, кто долго не ломается, и уж точно не тургеневские барышни. Но бывало так, что зацепит. Остановился взгляд на чистой Люде Белецкой и пропал. А внутри червячок сомнения - на таких, конечно, женятся, а мне это еще рано. Остается за кадром, случилось ли ГЛАВНОЕ между главными героями, или обошлось «Иваном Васильевичем» пополам с хроникой чилийской хунты и невинными поцелуями на фоне вечерних московских новостроек? Не суть важно. Зато начинаются знакомые метания «молодого Вертера». Поколобродил с бл... прямо на полу аудитории, и обратно, в тихую гавань, там простят. Опять же самоутверждение, вот какой я орел!

А параллельно проходит хорошо знакомая мне жизнь. Портвейн «Три семерки», полуподпольные «сэйшены» в студенческом ДК под «шизгару», первый косяк с «травкой». И во всё это не вписывается чистая любовь. Не знаю, как проходит у сегодняшних молодых, сын не расскажет, ему только шесть, но у меня было именно так. Второй раз я прикусил себе кулак, когда Серега променял таганковского «Гамлета» с Высоцким и любимой на дружескую пьянку. Прекрасно помню, как моя достаточно продвинутая матушка удивлялась, глядя на сына, отменяющего свидание из-за рядового похода с приятелями в пивную: «Вы перекошенное поколение! Мои однокурсники ночевали в подъезде, чтобы только проводить девушку до института. И откуда это?..».

Оттуда, мы уже чувствовали, что где-то есть совсем другая жизнь. Не такие приглушенные краски, как в картине у Шахназарова, не убогие «Жигули» с многолетними очередями, не облупившиеся стены домов, задрапированные «Нашей целью - коммунизм». А яркая цветовая гамма с «Мерседесами» и небоскребами из стекла и бетона. Уж простите старого развратника, но и с девушками нам хотелось свободных отношений, где конфетно-букетный период сведен до минимума.

Но не все же такие нигилисты? Не все, есть у Сергея друг Степа, чей внешний вид прямо говорит - он, если и не из пролетариата, то точно из семьи рядовых ИТРовцев. И к двум своим приятелям, среди которых есть сын дипломатов, он примкнул из интереса к другой жизни со всеми комплексами примака. Иногда его прорывает, особенно когда начинают чихвостить советскую власть - мне и здесь хорошо, я горжусь! Заметим, над ним лишь слегка подшучивают, но не превращают в «шестерку». Но я знал таких, использующих любую возможность доказать свое превосходство над более успешными. Степан и доказал, при первой возможности обрюхатил чистую Люду, что не принесло ни счастья, ни удовольствия им обоим. Одни страдания Сергию, пришедшиеся на самый непростой период его жизни.

Карен Шахназаров не революционер и не обличитель, ЦКовское происхождение и сегодняшняя должность к этому не располагают. Зато ему не безразлична слава создателя образа «героя наших времен», проявившаяся еще в «Курьере», в «Империи» он продолжает традицию. С одной оговоркой, Иван из 80-х более ярок и неординарен. У него впереди полная неизвестность - армия, афганская кампания в самом разгаре. У Сергея 70-х выбор более ограничен. Если выперли из института - прямая дорога в солдаты. Без особой интриги, можно не только в десантники, но и в стройбат залететь, хотя неизвестно, где труднее и опаснее. Но и этот самый простой путь познания жизни у него судьба отнимает - никто не забреет сироту, оставшегося кормильцем при деде-пенсионере и малолетнем брате. И где искать истину?

Дедушка подсказал - в Хорезме, исчезнувшей в песках времени империи. Сюжетный ход легко просчитывается после фразы старого археолога - Чингисхан стер с лица земли прекрасную землю, лишив ее живительной влаги. Кстати, по-другому в истории и не бывает, ведь губительна не только физическая жажда, но и духовная. А еще на этих руинах дана была жизнь самому герою родителями-археологами, где ему еще искать свои истоки? Повезло, нашел, не каждому дано.

Вот такое созерцательное кино, по большому счету, ни о чем. Легкие мазки художника-импрессиониста. Иногда очень точные, в этом я ощутил особый кайф. Например, развеян миф, что москвичам сразу бьют морду, где бы они ни появились. А вот и нет, если пьют из горла без закуски водку посреди улицы, в любой деревне примут за своих. Или сцена в Гаграх, в легендарном ресторане «Гагрипши» (неужели восстановили?!). Подрались с местными, а их даже не пристрелили, только деньги менты отобрали. Можно такое сегодня представить? Или, что студентов не волнует отсутствие денег на обратные билеты, и так доберутся? А ведь было, я свидетель.

Если бы финальные титры пошли на развалинах Хорезма, я бы расстроился - не удалась песня. Впечатление спасла сцена в современном аэропорту, где расшифровывается будущее героев. Уж слишком навязчиво звучал у них, двадцатилетних, вечный вопрос без ответа - интересно, что с нами будет через 30 лет? Ну, что им тогда можно было предложить? Тебя, дипломатов сын, родители от всего отмажут, в МГИМО поступят (других тогда туда не брали), в какую-нибудь Бисау вторым секретарем посольства поедешь. Ты, внук деда-академика, диссидентом станешь, жизнь свою испортишь, потому что слишком много думаешь и рефлексируешь. Ну, а тебе, потомку пролетариев, интеллигенту в первом поколении, прямой путь наверх по партийной лестнице, если хорошим семьянином будешь.

Все вышло не так. Самый успешный спился, не найдя себя в эпохе перемен. Самый простой и идейный бежит подальше от родины. А самый думающий докопался до своих корней и переводит с фарси. Как хорошо, что выросшего Серегу нам так и не показали. В фантазии одних он может выглядеть преуспевающим топ-менеджером нефтяной компании, у других - полубомжом с мизерной зарплатой. Вот и гадай себе, почему у него  спокойный и уверенный голос, такой может быть в обоих случаях.

Пока шел фильм, все думал - наверное, эта история только мне интересна своей узнаваемостью. Однако жена, родившаяся в Архангельске через год после описываемых событий, тоже не скучала, поиски истины близки вне времени и пространства. Сын по малолетству уже спал. Но и у него есть любимая игра - папа, а чего у тебя в детстве не было? Да много чего. Йогуртов, видеомагнитофонов, стикеров и пазлов. А еще была скука, и не было ВЕРЫ, сейчас, хоть какая-то, но появилась. Наверное, у кого-то наоборот.

Так ведь это для меня кино снято. Уж извините...

 

Леонид Черток             

Фото: http://www.okino.org/gallery/image/1090,9728.html

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (324)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20