Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

«Рублёв» с Рублевки. Рецензия на фильм «Фея» Анны Меликян

Анна Меликян – одна из немногих современных российских режиссёров, фильмы которых нужно посмотреть. Пусть они и не всегда удачные. Зато поиск своего жанра…

«Фея» - продолжение исследования странных женских образов, начатое режиссёром в «Русалке». Героини – отнюдь не красавицы, своим поведением и манерами скорее раздражающие, чем притягивающие. Зато каких парней отхватывают – успешных секс-символов современной России (Цыганов, Хабенский). Впрочем, эта линия далеко не самоцель автора, ей и мужиков хочется препарировать, и остросоциальные проблемы общества копнуть, и даже политику действующей власти тронуть (слегка).

Как появляются эти странные смешнульки (русалки, феи) в жизни представителей противоположного пола, чей ежедневный путь - от подъезда родного пентхауса до машины, на ней в офис, а потом в ночной клуб, оторваться по полной в кругу себе подобных? Такие не подбирают одиноко голосующих на обочине дорог, будь она трижды раскрасавицей, к таким они сами липнут, пытаясь доставить хозяевам жизни оральное удовольствие в любом удобном (и не очень) месте. Фантазия сценариста в помощь…

Измазанная краской под кровь активистка протестного движения (униформа протеста – нижнее бельё, что сразу отсылает зрителя к украинским «феминам», чьи золотые денёчки давно прошли), спасаясь от дубинок полицейских, запрыгивает в дорогую иномарку. Хозяин авто, конечно, не рад такому пассажиру, но вытащить за волосы наружу залетевшую надоедливую муху (ни разу не стрекоза) тоже не может – на заднем сиденье дочка, с которой у него тоже проблем выше крыши.

Если судить о жизни по кинематографу, от подобных явлений сплошные неприятности – или в блуд втянут, или начнут вытаскивать твоё естество (внутреннее, а не то, что в штанах) наружу. В данном конкретном случае произошло именно последнее.

Коммуникация с семьёй владельца успешного компьютерного бизнеса (студия рисует игровые страшилки с уклоном в отечественную мифологию и славянофильство) начинается именно с проблемной дочки – принципиальная молчунья глазами проникается к окровавленному явлению. От явления так и прёт позитивом, улыбка не сходит с лягушачьих губ (физиологическая особенность – «у меня рот до конца не закрывается»). И всё время говорит… лично меня такие особы раздражали с юности. Рассказы про то, что в поисках своего призвания, то ли актрисы, то ли модели, пробует себя в публичных выступлениях на грани эпатажа, почему-то напоминают откровения начинающей путаны подщофе, Которой хочется заплатить и никогда больше не видеть.

А вот геймдизайнер проникся и пытается встроить случайную попутчицу в своей успешный медиабизнес. Чем она его так сразу привлекла? Судя по всему, Меликян уверена – умный зритель с тонкой душевной организацией и так поймёт, остальным объяснять бесполезно. Остальным ничего не остаётся, как задуматься над своей недогадливостью и толстокожестью.

Как же начинается перерождения циничного дельца, который до эпохальной встречи с социально активной феей извлекал выгоду даже из нападений неонацистов на таджикских дворников и геев под символом придуманного им «Коловрата»? С посещения в поисках художественного решения одного из владимирских соборов, где фея находит его сходство… Андреем Рублёвым. Первым, к слову, посещением, странно, что серьёзный предприниматель, разработчик виртуальной реальности, делающей деньги на исторических параллелях, не озаботился этим в самом начале запуска проекта. Всё-таки данный рынок давно не пустует, наоборот, там страшная толкотня, достаточно набрать в поисковике «виртуальные игры».

Именно под сводами старинного собора у героев начинается химический процесс взаимного притяжения. Но духовного, всё в рамках приличий, персонаж Хабенского продолжает искать физические удовольствия на стороне. Чего его проводнице в мир прекрасного явно мало - она страдает и ищет хоть каких-то признаков любви со стороны своего объекта страсти. По-детски инфантильно… но уж такой её придумала автор. Ей-богу, иногда мне кажется, что все главные героини в фильмах Меликян - альтер эго автора.

Главный мужской персонаж «Феи» неприятный тип, напоминающий героя душеотвратного «Духlessa». Циничный, беспринципный, нацеленный на прибыль любыми методами, грубый со всеми – от сотрудников компании (художников каждый может обидеть) до членов семьи и случайных половых партнёрш. Кстати, такта на новую душевную подружку ему тоже ненадолго хватает… короче, мужлан мужланом, несмотря на творческий прикид. Типаж, скорее, карикатурный, чем реалистичный, зачем-то именно такой и нужен…

И тут нас подводят к таинству реинкарнации. Помните у Высоцкого в «Переселении душ» - «Но, если туп, как дерево, Родишься баобабом»? Бывают и другие варианты – на сеансе у психолога (или парапсихолога, что точнее) приземлённый до уровня рюмки с текилой геймдизайнер чувствует себя иконописцем Рублёвым из известной кинокартины Андрея Тарковского. Со всеми откровениями, как творческими, так и духовными.

Верит ли автор рецензии в такое? Да на раз! Но вот в продолжение… когда подобное откровение нисходит на простого смертного, он бросает всё и уходит в монастырь замаливать всё ранее им содеянное, или, в самом крайнем случае, начинает рисовать добрые мультяшки, каких-нибудь «Барбоскиных» и «Фиксиков». Ну, логично же, иначе к чему было откровение свыше?

Увы, «Рублёв» Тарковского остался в пафосных диалогах героев, а персонаж Хабенского в своём времени… Рублёв с Рублёвки («Ты знаешь, в честь кого названо Рублёво-Успёнское шоссе?». «В честь рубля, наверное»). Его сомнительный с моральной точки зрения бизнес идёт своим чередом. Попытка духовно спасти одного из самых ярких представителей банды националистов-коловратистов заканчивается смертью физической. Без всякой пользы для окружающих, даже мама-депутат, сыгранная Даупкунайте в непривычных для этой актрисы блеклых тонах, не выбрасывается из окна кабинета на Охотном ряду, как современный апофеоз вечной проблемы «отцов и детей». Разве что героя, совершившего в своей немолодой жизни первый героический поступок, чуть не до смерти буцкают ногами продукты его геймерского творчества. Очищение? Если бы… в качестве бравых воинов Апокалипсиса появляются бойцы ОМОНа, ломающие руки нацикам, как в самом начале фильма «экоактивисткам». Полное смешение смыслов и метафор, из которого я так и не выбрался.

Предупреждаю, рассказанное выше на двух страницах текста длится два с половиной часа экранного времени, преступно долго для авторского «смыслового» кино. Со всеми возможными «кинодопусками» - в общую палату реанимации врачи с радостью допускают не только детей, но и неродственников умирающего. Со странными намёками – на пару секунд появляющаяся в кадре бывшая жена красавца-дизайнгеймера убивает своими одутловатыми размерами и не оставляет никаких сомнений в причинах их развода. С откровенной подставой всего протестного движения – судя по интерьерам коммуны-штаба фемин, борются они не только за идею и живут отнюдь не на пособия по безработице. Разве что фраза прозревшего виртуальщика звучит настоящим пророчеством – «власти выгодно загнать народ в онлайн». Впрочем, с творцами это случается сплошь и рядом.

Зато концовка полный блеск: «Подруга, пойдём пожрём».

Чего и всем советую… мало ли.

Леонид Черток


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Май 2020 (291)
Апрель 2020 (299)
Март 2020 (291)
Февраль 2020 (230)
Январь 2020 (226)
Декабрь 2019 (265)



Деньги


все материалы
«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20