Вообще-то я хотел писать про «Тряпичный союз». Симпатичную авторскую дурку, претендующую на исследование феномена современных молодёжных движений маргинального типа. Не то, чтобы ах!.. но в последнее время отечественное кино откровенно расстраивает, одно разочарование от сиквела «Дня выборов» чего стоит.
И вот друзья-киношники присоветовали – «не грузи себя и народ, смотри «Пятницу». Многого не жди, но стильно, живо, грамотно, модно». Я и купился…
Не знаю, придумано ли уже название этому жанру, в котором снимаются «Горько», «Выпускной», «Корпоратив», «Пятница»… В Америке подобным увлекался Артур Хейли – «Отель», «Аэропорт», «Колёса». В России в 90-х была похожая книжная серия – «Бомжи», «Проститутки», «Каталы», «Рынок». Короче, знакомая по советским временам производственная тематика, но с интригой. Не знаю статистику заключённых брачных союзов при триумфальном шествии первого шедевра Жоры Крыжовникова, но после «Пятницы» народ обязан вспомнить о клубной культуре… если он о ней вообще забывал за четверть века жизни при капитализме.
Когда-то и я приобщился. Не с жира, по работе. Года три таскался с камерой по ночным московским заведениям минимум раз в неделю в рамках проекта «Спид-инфо-видео». Что вынес: клуб – это вам не iдальня (за редким исключением). Мало, дорого и банально. То есть, плотно отужинать стоит до. Клуб – это бухло и съём. Что логично, как гласит народная мудрость -от стакана до трусов путь недолгий… протрезветь не успеете. Раньше нужный настрой создавал стриптиз и консумация (специальные дамы для флирта, не для секса… разве что за тройной тариф). Теперь модная музыки и заводные диджеи. Впрочем, не поручусь, что это не придумка пуритан-сценаристов.
Но к самой ленте. Пятница – клубный день. Все оттягиваются после напряжённой трудовой недели (это так нам создатели рассказывают). Кто-то-отмечает день рождение (в том числе и владелец заведения), кто-то устраивает корпоратив «по итогам…» (как будто и кризиса в стране нет), кто-то отдыхает от доли матери-одиночки, а кто-то лечит текилой спортивно-душевные раны. Связать столько сюжетных линий воедино призван азартный мажор-бизнесмен на грани разорения (ну, их разорения… когда с «Маззерати» в «бэху» пересаживаются). Сюжетный ход незамысловат – почти олигарх на ночь становится почти официантом, почти пересказ классического американского «Поменялись местами» с Эдди Мэрфи и Дэном Айкройдом. У них там, кажется, брокер становится нищим… нет, в нашей истории градус трагедии гораздо выше.
Ну, и вокруг этого крутится несколько жизненных и поучительных (с точки зрения создателей) историй. Провинциал, которого злыдни-коллеги не взяли на корпоратива, банально кинув. Молодая мамочка из «брошенок», у которой в квартиру закрыт крошечный ребёнок, а ключи утеряны. Узбекоязычный мойщик посуды, влюблённый в русскоязычную помощницу шеф-повара (не волнуйтесь, всё гетеросексуально), с которой он никак не может объясниться (в любви). Три небедных идиота, бегающих по ночному лесу за кенгуру (глубинный смысл этого гэга я так и не понял). Травмированный борец, нашедший любовь всей жизни в схватке на крыше заведения (опять всё гетеросексуально). Ну и так далее, по мелочи.
Особых сценарных находок нет, видено-перевидено. Зато всё, как в доброй сказке: принцы найдут свою любовь, Емели поймают за хвост свою щуку, а Дуремары получат по наглой морде. Иначе зачем нужна пятница? По ритму это скорее клип, я такой монтаж не люблю. Но в данном случае работает – полтора часа пролетели незаметно. Как и ночь в хорошем клубе при грамотном арт-директоре.
Актеры узнаваемы. Не звёзды первой величины (Машков-Миронов-Меньшиков), но они бы и не согласились, играть-то особо нечего. Примой выступает Данила Козловский, не слезающий с экрана, как десять лет назад Андрей Краско (а ещё раньше Джигарханян). Выступает, честно говоря, бездарно, мы в какой по счёту раз видим тень героя «ДухLess», а его же Харламов вспоминается Гамлетом. С другой стороны, что там играть – как плохой парень становится хорошим под давлением обстоятельств? Сто раз смотрели.
Ходит по экрану услада очей моих Екатерина Шпица. Но уж больно неудачная у неё история – мама потеряла ключи от квартиры с младенцем – какой уж тут смех (даже при лифтах, в которых застряли спасатели – торт в морду ненамного свежее)? Весь её эпизод меня мучила навязчивая мысль – кем в свободное от младенца время подрабатывает девушка, живущая в пентхаусе, или почему её папа-олигарх пожадничал дочке на охрану? Ещё более неудачный у Шпицы партнёр (Аристарх Венес), ему лучше бы навечно остаться в милом «Кадетстве»… а то инфантилизм через край хлещет.
Ещё в главной роли… Москва. Вся из себя неоновая, блестящая, орущая, пьющая и жрущая… за что её и ненавидит остальная провинциальная Россия. А ведь город этот разный, он бывает таким трудягой, таким пахарем, что никакому Архангельску не снилось… уж мне-то поверьте.
Написано, что комедия. Не уверен. В который раз упираюсь в то, что сценаристы стараются писать так, чтобы каждый зритель увидел в картине, если не себя, то соседа, коллегу, одноклассника. Ну и ситуации, максимально приближенные к бытовым, не зря же пол-России на просмотре «Горько» радостно вопило – «и у меня на свадьбе так гуляли, кто им рассказал?!». Узнавание самих себя на экране – любимое развлечение. Я себя так и не узнал, как ни старался. Значит, живём в параллельных мирах. Слава богу!
Тем не менее. Я действительно отдохнул. Не скучал. Не перематывал. Пару раз довольно хмыкнул, на том же «Дне радио» со мной этого вообще не случилось. Могу смело советовать к просмотру на пятницу… если на «ПаратовЪ» денег нет.
P.S. А про «Тряпичный союз» я обязательно напишу. В другой раз. Если ещё актуально будет.