Такие фильмы обычно выходят к круглым датам. Как, например, «1993», вышедший в широкий прокат аккурат к 30-летию штурма Белого дома… читаешь название и никакого синопсиса не надо.
Та лента интересна, прежде всего, тем, что литературную основу написал Сергей Шаргунов, ярый сторонник левой идеологии, а снял вполне себе либеральный Алексей Велединский, так его характеризуют общие знакомые. Коммунисты, кстати, были не в восторге от увиденного.
Но вот в «неурочном» 2025-ом выходит полнометражный дебют бывшего документалиста Марии Рейзен о тех же событиях. Серьёзная заявка на серьёзное будущее – поднять тему, за которую даже маститые творцы стараются не браться (в какой другой стране о событии подобного масштаба давно снимали бы сериалы). Прежде всего, по причине общественного резонанса – у расстрела Белого дома куда больше противников, чем сторонников. Зато бой у Останкино воспринимается, чуть ли, не с воодушевлением, а спецназ ВВ, защищавший телецентр, клеймят «убийцами простых честных граждан». Забывая, что в тот раз вооружены были обе стороны (это вам не август 91-го), оружие в руках гражданских лиц автоматически делает их вне закона.
К слову, режиссёру «Самозванцев» на момент тех исторических событий было семь лет отроду. В чём есть изрядная доля авторской смелости и одновременно снимает претензии к достоверности деталей… если бы художественное повествование не перемежалось документальными кадрами. В связке эти два фактора плюс мастерская (как всегда) работа оператора Михаила Аграновича достаточно точно передают атмосферу тех дней – пасмурно-кровавую и тревожную.
Снять эпическое полотно на заданную тему – никакого бюджета не хватит, им начинающих никогда не балуют. Единственный выход в подобной ситуации снимать авторское кино, синефильский политический детектив с элементами трагедии (никак не мелодрамы). Причём по возможности не выражая симпатий ни одной из противоборствовавших сторон, иначе загрызут.
Мария Рейзен пошла именно по этому пути, вкладывая в уста героев откровения, которые шокируют смелостью в наши строгие времена. Слава богу, нет цензуры (но это пока).
Некая журналистка «ВиД», телекомпании, в реальной жизни заслужившей славу исключительно за счёт мужского коллектива, получает задание от шефа расследовать (по-журналистски) причину смерти когда-то известного кинодеятеля, ставшего в последние годы затворником. В недрах почти номенклатурной дачи (видели бы вы ту обстановку) обнаруживается подпольная монтажная, где создавалась актуальная версия пушкинского «Бориса Годунова» - действующие лица за счёт костюма и грима навязчиво похожи на американских гангстеров итальянского происхождения (Коппола, да и только).
Узнав об этом, шеф поручает подчинённой закончить фильм (зря, что ли, ВГИК заканчивала) и готовится к триумфу на «Оскаре» (на худой случай, в Каннах). Вот вам и первый самозванец (точнее, самозванка), отнюдь не последний. Время такое был, время чудес – из грязи транзитом в князи и наоборот.
Пикантная подробность. Шеф – бывший муж тележурналистки и отец её ребёнка. А оператор, только что вернувшийся из заграницы по причине «тоски по профессии» (туфта, возвращаться стали гораздо позже), её же любовник, причём со стажем. Этот « треугольник» прекрасно работает вместе в полном личном и профессиональном согласии. А вот не надо скептически ухмыляться, в этом закадровом сообществе подобные сюжеты сплошь и рядом… мне ли не знать.
У тех, кто помнит события кровавых дней 93-го, особенно у сочувствовавших белодомовцам, так хотевшим повернуть историю вспять и вдоволь наиграться с властью, наверняка возникнет соблазн окрестить «самозванцами» Ельцина, Гайдара и прочих шахраев. Однако в рассказанной истории этим уничижительным эпитетом можно награждать через одного.
Начиная со следователя (самой Аннушки дочери Михалкова), ведущей расследования спустя рукава. Хотя ставка высока – смерть по естественным причинам, убийство или самоубийство. Попав в мир чуждых её профессии интриг внутри важнейшего из искусств, она и растеряна, и одновременно равнодушна. Можно понять – то, что происходит за границей писательского посёлка, когда-нибудь закончится, а потом только поспевай сажать. Осталось узнать, кого и насколько. Её положение стабильно – других опричников у государства нет и не будет… вот только профессионализм вызывает сомнения. А кто непрофессионал при звании и полномочиях, как не самозванец?
Самозванцем оказывается и сам режиссёр-провокатор Борис Берков (чисто собирательный образ). От своих коллег он получает такую характеристику… которую была достойна половина кинематографических «китов» позднесоветского времени (мне ли не знать) – человек бросовый и мастер липовый, типичная номенклатурная сволочь. Однако под конец жизни пытался создать что-то эпическое, рискнув собственными деньгами (продал квартиру на Кутузовском), да не успел. Печальный конец многих самозванцев… им вечно времени немного не хватает.
Самозванец и главный хулитель Беркова, коллега и сосед по дачам. Знакомый типаж вечно гонимых непризнанных гениев, вечно требовавших – «дайте шанс» и постоянно его упускающих. Есть противоположные случаи, но единичные. Обида плохое подспорье творчеству.
Логическую точку ставит почти монолог ещё одного обитателя элитного посёлка, в усадьбе которого идёт нескончаемая пьянка (чёткая примета тех октябрьских дней).. «Кто победит? Никто, все проиграют». «Этим миром управляют самозванцы». «В России честными могут быть только юродивые». Настолько смело, что так и хочется проверить на соответствие духовно-нравственным ценностям.
Что касаемо политических самозванцев. Вы обратите внимание, что события те до сих пор называют Октябрьским перевороты, и никогда революцией? А кто устраивает перевороты? Вестимо, самозванцы. Вспомните ту шелупонь из отрядов Макашоваа и Баркашова, что шли громить телецентр «Останкино».
Действие фильма перемежается документальными кадрами тех дней, а это претензия на достоверность. Поэтому меня покоробила смерть от пули любовника-оператора. Безусловно героическая, человек пожертвовал жизнью за профессию («красные огоньки телекамер стали прекрасной мишенью для снайперов» - голос за кадром)… вот только известно, что при штурме телецентра погиб один режиссёр видеомонтажа, и то непонятно, от чей пули. Погиб из любопытства, просто невовремя высунул голову из дверей монтажной, я это слышал от очевидцев.
Тем не менее…
Критики чаще хвалят «Самозванцев» Рейзен, при этом называют кино «шероховатым». Пусть так, оно хотя бы не прилизанное, что стало типичным в последние годы. Именно таким «чебурашкам» открыта широкая дорога в кинопрокат.
Тоже примета времени…
Леонид Черток