Видит бог, не хотелось мне заканчивать кинематографический год мрачным Петрушкой. Тут кто-то посоветовал посмотреть «Страну ОЗ», типа новую новогоднюю комедию. А я, дурень, не посмотрел на фамилию режиссёра – Сигарёв. Ну, и получил заряд бодрости на весь грядущий 2016-й, обезьяний. Мне напомнили, где и среди кого я живу в самой жёсткой форме…
Вася Сигарёв – это тот, кто снял «Волчок»и «Жить», одни из самых мрачных фильмов последнего десятилетия. Кино, после которого в голову закрадывается грешная мысль об эмиграции. Везде с неподражаемой Яной Трояновой в главной роли, актрисой «на разрыв аорты, вдобавок женой мастера, который более известен (и успешен) как театральный драматург. Что для Васи кинематограф? Эксперимент. Вот он и дует во все тяжкие.
Снял Сигарёв комедию в его понимании этого слова. С актёрским составом под стать римейку каких-нибудь «Чародеев». С матом, который не выбросить и не запикать (иначе будет сплошное пи-пи). То есть, без единого шанса на прокатную судьбу у себя на родине. Фильм, обречённый на жизнь в интернете С мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом в эпизодической роли, что при других обстоятельствах являлось классной кассовой приманкой. С названием, которое то ли из детской сказки про волшебника (там и Бастинда имеется), то ли это номер вызова скорой помощи – ноль-три. Короче, снял всем назло и вопреки всему. Или это благое желание ткнуть нас всех лицами в собственное родное г…, чтобы на минутку оторвались от сусальных бекмамбетовских «Ёлок»? Знаете, я ещё сам для себя не решил…
Новогодняя комедия – определённый жанр, ему вредны запутанные истории с кучей персонажей и сюжетных линий (то-то у меня от «Ёлок» завсегда голова болит). В Доме культуры решили обстебать самодура-директора, пьяные мужики из бани отправили друга в другой город к чужой бабе… вот это по-нашему, как рецепт незамысловатого советского оливье. В «Стране ОЗ» тоже без выкрутасов и исторических плэйбеков – Лена Шабадинова под самый новый год идёт на первую свою смену в коммерческий киоск и никак дойти не может.
История Лены понятна и незамысловата, как и её лексикон современной Эллочки-людоедки, любимые речевые обороты – «не ну а чё», «сестра сломала копчик», «фамилия моя русская». Впрочем, Яна и раньше не играла роковых интеллектуалок, но здесь её героиня окончательно доведена до придаточно-желудочного состояния. Мы знаем, что приехала она в огромный по её меркам Е-бург (местные жители ненавидят это сокращение также, как наши Архару) из Малой Ляли. Знаете, где такая расположена? Не комплексуйте, даже интернет не знает. Есть Новая Ляля в Свердловской области (15000 населения), ест река Малая, приток реки Ляли… но никакой Малой Ляли. Но представить её можно легко по Лене Шабадиновой, для которой 15000 рублей в ебургском ларьке – вполне достойная сумма. Девушка она конкретно отмороженная, но при этом чистая – как ангел. Такая в путаны точно не пойдёт, скорее, домой вернётся. Вряд ли девственница, но и не давалка, такие методом проб и ошибок упорно ищут своего принца, который вот-вот приплывёт к ним по асфальту на огромной океанской яхте (есть в фильме такая сцена). Лена идёт по бывшему Свердловску, соприкасаясь со всеми отвратительными явлениями российской жизни, но ничего к ней не липнет. Даже не курит, может выпить стаканчик шампанского, отвергнув виски, не ложится в койку с первым встречным-поперечным. Настоящая звезда «Честной России»… кстати, почему до сих пор не появилась политическая партия с таким названием?
Лену ждут на работе (в киоске). К киоскеру зашёл его друг, философствующий маргинал с полукриминальными наколками и явными признаками алкогольной истерии. Плюс с нездоровым интересом к копрофагии. Всё это (за исключением последнего) близко по жизни исполнителю роли Александру Баширову, которого неплохо знаю лично, наверное, роль под него писали. Сидят два упыря среди алкогольного моря и обсуждают бегущую за рядами пивных банок жизнь в негативном контексте. Ну, чем не Россия, разве кого-то удивят подобные посиделки?
А Лене всё что-то мешает дойти до нового места службы (киоска на Торфорезной улице, периферия на периферии). К ней она идёт по шоссе, по пути разные личности попадаются. Евгений Цыганов под наркотой, сыгравший блистательную пародию на самого себя, Гоша Куценко, в тоске по безвременно ушедшей супруге взрывающий петарду у себя на (лысой) голове, Владимир Симонов, трусливый изменщик, бывший бард, повёрнутый на тантрическом сексе. Отдельная история про маму четырёх великовозрастных дебилов, живущих в мире видеоигр. Женщина, рассуждающая на извечную тему: что приличнее – проституция как профессия или политическое бл@дство (на примере ЛДПР). В устах Инны Чуриковой звучит колоссально, «Ширлям-мырлям» Меньшова и не снилось.
Заканчивается история в больничной палате с целым набором метафор. Интеллектуал (Куценко) и приземлённая Лена стали смеяться над одними и теми же шутками. Нацпроект Здравоохранение в лице санитарки кроет матом пациентов. Сестру Лены одели в гипсовые трусы, в которых ни сексом заняться, ни опорожнится – состояние гражданских свобод на текущий исторический момент.
Не знаю, как кто, а я смеялся. Не от комизма предложенных автором ситуаций, а от узнаваемости их и персонажей. Смех с оттенком страха – где живём, в чём и рядом с кем?
Моментами возникала ассоциация с «Горько», дурашливым стёбом Жоры Крыжовникова, высмеивающим «отдельные недостатки» современного российского общества. Смешали новых русских с старыми советскими, больше ничего и придумывать не надо – ржу-не-могу. Но там даже алкоголики милые-добрые-родные, плюс извечный конфликт отцов-детей, двух разных культур, подан в своеобразной, но доходчивой форме. У Сигарёва не юмор, а злой сарказм. Вряд ли кто признает в этих персонажах самого себя… но кто будет отрицать, что такие существуют? Если не здесь и не сейчас, то где-то рядом. Новогодняя народная комедия такой специфический жанр, в котором ничто не слишком.
А что, собственно, необычного показали? Разве мы раньше не знали, что для ощущения праздника большинству из нас необходим алкоголь? Или для кого-то открытие, что в приличной с виду семье интеллигентных людей иногда случаются адюльтеры? А уж о том, что за решеткой в России, современной, советской или дореволюционной – без разницы, оказаться раз плюнуть говорит не только профессиональная литература, но и народный фольклор.
Наверное, Сигарёв мизантроп по природе своей, пишет пьесы, снимает фильмы, выбирает жён (Троянову) согласно своим представлениям о жизни. Но оставим ему это право, тем более что в его проекты государство ничего не вкладывает, а только собирает фестивальную славу («Волчок» чуть было не отправился за «Оскаром»). Смотреть «Страну ОЗ» я под новогоднюю заливную рыбу, пожалуй, остерегусь, но с первоянварского похмелья пойдёт вполне…
…чтобы успокоить себя мыслью – есть на этой грешной земле те, кто похуже меня будут.