Первым свидетелем, чей допрос инициировали адвокаты Баринова, стал ведущий юрисконсульт юридического отдела ОАО «Архангельскгеолдобыча» (АГД) Дмитрий Незов. Напомним, что он до сих пор присутствовал в зале суда в качестве представителя потерпевшей стороны - АГД.
«Имеются ли у акционерного общества претензии к Баринову, Горяеву и Гаврилову?» - с таким прямым вопросом обратилась к свидетелю сторона защиты.
«Да, я могу высказать официальную позицию нашего предприятия: ко всем трем подсудимым у нас претензий нет. Никаких!» - заявил Дмитрий Незов.
Отметим, что 3 мая свидетельствовать в суде должен был генеральный директор АГД Владимир Горбатов, но он оказался «на больничном» и даст свои показания 22 мая.
Тем не менее, официальная позиция акционерного общества по существу дела сегодня прозвучала, обозначив таким образом перелом в судебном процессе - сомнительная версия Генеральной прокуратуры РФ при полном отсутствии потерпевших теперь становится объектом язвительных насмешек.
«Не подскажете, а прокуратура является акционером АГД?» - спросил адвокат Алексея Баринова Сергей Вишняков, заканчивая допрос Дмитрия Незова.
«Ваша честь, возражаю, вопрос носит абсолютно издевательский характер!» - тут же парировал оппонента гособвинитель Дмитрий Смирнов.
Но разве само дело Алексея Баринова и его коллег по АГД Сергея Горяева и Сергея Гаврилова не носит абсолютно издевательского характера? Чьи интересы защищает гособвинение, если в деле нет ни одного потерпевшего?
Напомним, что об отсутствии каких-либо претензий к обвиняемым Баринову, Горяеву и Гаврилову 2 апреля в суде заявил вице-президент НК «ЛУКОЙЛ» Анатолий Новиков. Главный специалист правового управления администрации Ненецкого автономного округа Инна Жарикова, допрошенная в качестве свидетеля 16 апреля, также никаких претензий к обвиняемым от администрации НАО не предъявила.
«Претензий нет, потерпевшими себя не считаем. Действиями Баринова материальный ущерб «Нарьянмарнефтегазу» не нанесен», - заявил в суде юрисконсульт компании ООО «Нарьянмарнефтегаз» Алексей Рожков.
Никаких претензий к подсудимым не имеет и компания «ЛУКОЙЛ-Север».
Что же касается договора-займа, заключенного с «ЛУКОЙЛ-Север» по инициативе Алексея Баринова во время его пребывания на посту главы администрации НАО, то и с ним все ясно. Нефтяники выделили 10 миллионов рублей на конкретное дело - деньги получил питерский НИИ озерного и речного хозяйства для разработки концепции развития в НАО рыбоводства. Но по инициативе прокурора НАО был направлен иск в Арбитражный суд, и теперь эти деньги должны быть возвращены нефтяникам из окружного бюджета. Вот к такому умопомрачительному трюку склоняет администрацию НАО прокурорский аудит, и все это делается с одной целью - доказать вину Баринова в нецелевом расходовании бюджетных средств.
Нелепым оказалось и предположение Генпрокуратуры, что Баринов преступным образом оказывал финансовую поддержку военному комиссариату и ГУ МЧС - с инициативой оказания этой поддержки на губернатора выходили сотрудники администрации НАО, они же готовили и все документы.
Сегодня же сторона защиты огласила и еще один прелюбопытный документ из письменных материалов дела - список акционеров «Фонд Сервис Банка», с которым связано несколько эпизодов обвинения. Оказывается, по состоянию на 1 января 1999 года одним из крупнейших акционеров банка являлась компания «БФК-Инвест». Генпрокуратура настаивала, что «БФК-Инвест» - это подставная фирма, через которую отмывались деньги АГД. Если это так, то рушится репутация банка, крупнейшим клиентом которого являются предприятия ракетно-космической индустрии РФ.
Примечательно, что вчерашнее заседание суда закончилось приобщением к материалам дела обращения жителей Ненецкого округа.
Сбор подписей в поддержку бывшего главы администрации Ненецкого автономного округа Алексея Баринова был организован в Нарьян-Маре во время первомайского митинга. В обращении прямо заявляется, что «арест и всесветная шумиха вокруг имени Баринова - это настоящий политический террор, направленный против всех жителей НАО».
Фото Н.Гернета