Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Человек у бортика. «Легенда № 17» Николая Лебедева

Сам я не фанат, и в спорте тоже. В детстве ходил с отцом на стадион больше из вежливости, предпочитая любому матчу кино. С хоккеем вообще сложно, так и не научился стоять на коньках, в футболе разбираюсь гораздо лучше. Но в 1982 году друзья затащили на съёмки «Такая жёсткая игра - хоккей». Фильм получился настолько бездарным, что не смог найти его в Сети, разве что упоминания. Даже песня в исполнении Кобзона «Хоккей - накал страстей» шлягером не стала. А это, как вы понимаете, уже диагноз. Снимали, правда, весело и пьяно, особенно в Ярославле... но это уже совсем другая история.

Харламова в живых уже не было, он погиб примерно за год до начала съёмок в автокатастрофе вместе с женой (у человека настоящее автомобильное проклятие). Но несколько дней снимали в Новогорске на тренировочной базе сборной. Такого наслушались-насмотрелись... не хочу выглядеть сплетником. Скажу одно - игра та была не только жестокой, но и подлой. Виной тому странная система советских премиальных, размеры гонораров за международные матчи зависели от номера пятёрки, в которой игрок выходил на лёд. За место бились в прямом смысле, потому в те годы комментаторы частенько говорили «жаль, но этот хоккеист получил травму на тренировке». Ну, так в кино ещё опаснее было, там доносы строчили. Впрочем, где их тогда только не строчили...

Но вернёмся к «Легенде». Фильм для меня получился как бы в двух форматах. Первый формат для сына (он хоккеем с мячом занимается) - смотреть обязательно и не единожды! При всей моей нелюбви к пропаганде. Потому что в этом кино говорят и показывают абсолютно правильные вещи. Если хочешь добиться успеха в такой штуке как спорт - будь готов ко всему. К боли, травмам, свинцовой усталости, враждебному отношению якобы товарищей по команде, которые могут и не стать таковыми в жизни. Ты же не бегун на длинную дистанцию, где борешься, прежде всего, с самим собой, со своим духом, со своим телом. В командной игре будь готов к подножке оттуда, откуда меньше всего ждёшь, такова дидактика спортивной жизни. И ещё, прими как должное - тренер для тебя ВСЁ, даже если выглядит самодуром. Если не примешь этот постулат, тебе в спорте больших достижений делать нечего.

А ещё патриотизм. Говорю же - не болельщик по жизни. И вряд ли, сидя в тёмном зале со светящимся экраном, вскакивал бы вместе со всеми после каждой заброшенной нашими шайбы (об этом не отписался только ленивый). Я кино смотрю по-другому, особенно один на один с компьютером. Но признаюсь, в острые моменты экранных матчей пальцы ног поджимались. Наверное, так же реагировал, когда в 1972-ом смотрел по черно-белому телику первую суперсерию наших с канадцами. А, может, и нет, я в те годы был ещё более прищуренным, чем сегодня. Пусть я сходу разгадал, чем закончится драматичный эпизод с катанием хоккейной сборной по кругу, но для сына это стало открытием - «папа, они же теперь одна команда, а не по отдельности!». Такое понимание, да ещё с наглядным примером, дорогого стоит для будущего спортсмена.

Короче, два предыдущих поста можете смело считать прямой рекламой ленты «Легенда № 17». А теперь перейдем к нюансам, которые, скорее всего, несущественны для массового зрителя, но важны для тех, для кого кино значит несколько больше, чем просто зрелище выходного дня.

Из позитивного - в фильме много правды. Мы на уже упомянутой мною картине «Такая жёсткая игра - хоккей» наслушались и историй и откровений о жизни советского спорта вне катков и стадионов. Дублёрами главных героев у нас выступали хоккеисты заштатных команд, что соответствовало невеликому даже по тем меркам бюджету картины. Всё в точности, как в киношном Чебаркуле - задницы не рвать, пьянка после каждой игры, все бабы их, зарплаты на зависть заводским бригадирам и командирам батальонов. Разве что, в той «Звезде», входившей в систему армейского спорта, порядка должно было быть побольше... но тоже не факт.

Единственная претензия, в короткий чебаркульский эпизод создатели ленты ухитрились засунуть тему для отдельного полноценного кино - как заезжий молодой хоккеист возрождает победный дух команды и перековывает товарищей по площадке. При нашей бедности на идеи, я бы так вольно сюжетами не разбрасывался.

Понравился КГБэшник в исполнении Владимира Меньшова. С такими же манерами и интонациями меня дважды пытались вербовать в армии. Правда, угрозы там были более реальные - сгноить в ЗабВО, но обошлось. Я не очень уверен, действительно ли можно было убрать из большого хоккея заслуженного мастера спорта Харламова, пусть даже в 72-ом году, без особого шума... но ведь сверхпопулярного заслуженного артиста Крамарова из кино убрали, никто и не чирикнул. В остальном цель достигнута - сын принял героя Меньшова за иностранного диверсанта (идеологического).

И, конечно, общее настроение победы, пусть и спортивной. Хоккей на экране смотрится ещё круче, чем в жизни. А не так, как в той несчастной «...жёсткой игре...», где актёры, вставшие на коньки, выглядели хуже приснопамятных коров на льду, и никакой монтаж был не в силах это скрыть.

А теперь о досадных промахах. Напрочь провалена лирическая линия. Всё искусственное, десятки раз повторённое - и автобус, и случайная встреча в кафе, и гордая девушка, не желающая делить жениха с хоккеем. Вы вспомните, какими завидными женихами были советские спортсмены-сборники, тем более, хоккеисты. А сказать Харламову - «или я, или хоккей», всё равно, что Гагарину - «или я, или космос». Променять историческую миссию, пардон, на бабу... что может быть глупее.

Так же меня смутила обстановка, в которой жила семья форварда сборной. То, что делили жилплощадь с семьёй брата главы семейства - это можно понять. Но телевизор, по которому хлопать надо... неужели Валера не мог привезти родителям подарок из Японии или ещё откуда?

А ещё канадские профессионалы. Как будто их взяли прямо со съёмочной площадки «Планеты обезьян» и поленились разгримировать. Да, они были волосатые. Да, с квадратными подбородками как у суперменов. Да, жёсткие, в такой хоккей мы ещё не играли. Но это были просто иные люди, с очень доброжелательными лицами (если на площадке не идёт месиловка). Здесь же... вылитые немцы из сатирических киносборников времён Великой Отечественной, по-другому не назовёшь. Припозднились, коллеги, время подобных карикатур прошло лет тридцать назад... а то и все сорок.

Мне обидно, что в фильме совсем не прозвучала фамилия Третьяка. А ведь в конце 70-х вышел блестящий документальный фильм «Вячеслав Третьяк против Бобби Халла», где покадрово доказывается, кто из игроков советской сборной внёс основной вклад в победу. Депутату Госдумы, может, и всё равно, а мне обидно...

Сценаристы «Легенды» слегка подправили историю жизни, устроив Харламову автокатастрофу еще до суперсерии. На самом же деле его поломало только в 76-ом. Понимаю, усилили драматургию ключевого эпизода картины. Но подумайте сами, в том трагическом для него году Валера уже мегазвезда, полная сил и планов, а жизнь рушится. Тогда как в 72-ом он ещё только звёздочка, которая, если закатится, никто особо переживать не будет. Так в каком из двух вариантов больше драматизма? То-то...

И название фильма не совсем отражает его суть. Главный герой здесь не Харламов, а Тарасов, великий тренер, это ясно даже женщинам, далёким от спорта. В который раз возмутился несправедливостью - почему тренеры получают меньше игроков, когда именно они дирижируют командой? Впрочем, то же самое в полной мере относится к соотношению гонораров режиссёров и звёзд экрана.

Тарасов на экране доминирует. Показан с большой долей откровенности - хам и гениальный самодур, считающий великим одного себя. Кстати, в этом смысле тренер-Бобров мне более понятен и симпатичен, на любом посту он оставался ещё и игроком (как я остаюсь механиком по обслуживанию съёмочной аппаратуры).

Однако великий тренер был ещё хуже, чем его показали в кино. Известно, что Тарасову было наплевать на личную жизнь своих подопечных - на родителей, жён, детей. Здесь же он одной фразой возвращает Харламова под своды отчего дома, второй - толкает в объятия невесты. А это серьёзное искажение морального портрета реального человека.

Вот мы и добрались до главного - до портретного сходства. Нет его, ни капельки, внешне и по манере общения к Тарасову больше подошёл бы чебаркульский тренер в исполнении Романа Мадянова. Ах, не тот масштаб? Тогда Александр Балуев, у него с Меньшиковым одна весовая категория.

И экранный Всеволод Бобров не похож на себя реального. А Данила Козловский, пусть и не вылитый, но Харламов. Ведь нашли где-то почти клон Николая Озерова, мама родная не отличит. Брежнев так вообще в пластическом гриме, не хуже Высоцкого (который «спасибо, что живой»). Почему одним всё, а другим..?

И тут меня озаряет прозрение. Нам не Тарасова показали, а... Путина! Не сегодняшнего, на четвёртом-пятом президентском сроке, когда дураковать ему будет простительно по возрасту. Зато, чтобы он ни делал - всё для Родины (России), для сборной (кремлевской команды), всё для победы (над всеми). Главное, что не со зла народ мучит, а в воспитательных целях. Закаляет, так сказать...

Вот вам и ответ, почему главным экранным злодеем выбран именно сотрудник КГБ, противостоящий гениальному  хоккейному наставнику с непростым характером. Это нам в подарок «25-й кадр» - Путин ничей, он всегда был над схваткой. Тем более, что только будущий руководитель страны мог увести команду с поля в присутствии генсека (не помню, чтобы такой эпизод случился в реальной жизни).

Я окончательно утвердился в своих подозрениях, когда увидел, как Тарасов-Путин в ночной Москве водит прутиком по асфальту, и его движения синхронно повторяют наши хоккеисты в Торонто. Кукловод - любимая ипостась Владимира Владимировича (уверен, он сам так считает). Надёжное место у бортика - что ещё надо, чтобы встретить старость? Заметьте, Тарасова в быту нам показали одиноким, хотя у него была семья. Зачем? Чтобы не возникало ненужных вопросов, ассоциаций...

Действительно, очень похоже на госзаказ. Но сыну понравилось. Пусть будет, я согласен.

 

Леонид Черток






За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Июль 2024 (201)
Июнь 2024 (354)
Май 2024 (346)
Апрель 2024 (355)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)







Деньги


все материалы
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20