Итоги работы Архангельского порта в 2004 году
Из них больше миллиона переработано ОАО "Архангельский морской торговый порт". Из общего объема три миллиона триста тридцать тысяч - это наливные грузы, сообщил ИА «Русский Север» и.о. директора департамента транспорта и связи администрации Архангельской области Лев БЫКОВ. «Если раньше мы считали, что основной груз, идущий через Архангельск,- это пиломатериалы, то теперь их не так и много - всего 659 тысяч тонн, - пояснет Быков. - Из перспективных грузопотоков можно назвать перевозку контейнеров. Здесь ежегодный рост до 40 процентов. Например, за 11 месяцев прошлого года объем контейнерных перевозок достиг 125 тысяч тонн. Оборудованный на Экономии контейнерный терминал позволяет обрабатывать до 75 тысяч контейнеров в год. Это очень перспективное направление, ведь в контейнере груз доставляется практически от двери до двери, исключаются лишние перевалки. Уже сейчас до Архангельска по суше автомобильным транспортом контейнерных грузов перевозится больше, чем по железной дороге. В контейнерах можно перевозить любой груз, причем полностью обеспечивается его сохранность».
За 11 месяцев 2004 года обработано 2435 судов. «Радует, что сейчас Северное морское пароходство - наш основной оператор, имеющий достаточно солидный флот,- взял курс на приобретение судов. За последние два года его флот увеличился на три теплохода, - рассказывает Быков. - Имеются планы строительства еще двух. Естественно, они приобретают суда для перевозки основных грузов - прежде всего для пиломатериалов».
На дноуглубительные работы в акватории Архангельского порта, по словам Быкова, ежегодно затрачивается от 40 до 70 миллионов рублей. В 2004 году на углубление подходных каналов порта затрачено 62 миллиона рублей. Впервые за несколько последних лет, помимо судоходного канала, на подходах к порту были проведены дноуглубительные работы на акватории погрузочно-разгрузочного района Бакарица. На каналах достигнуты и поддерживаются проектные глубины 9,2 метра. Вместе с тем, отмечает Быков, необходимо расширять канал, чтобы облегчить движение судов. Нужно будет начинать эту работу сразу после открытия летней навигации.
Относительно «невыгодного положения» Архангельского порта, Быков сказал: «Да, это так. Во-первых, у нас длинный подходной канал, во-вторых, наш порт замерзающий, и, наконец, небольшие глубины. Например, мы можем принимать только танкеры "двадцатитысячники". Для сравнения: в Мурманск заходят "стотысячники". Если нам углубить канал до 11 метров, то смогут заходить танкеры-"тридцатитысячники", а это сразу скажется на увеличении грузооборота порта. Конечно, на это нужны большие деньги - миллионы долларов. Проект строительства глубоководного причала в районе Сухого моря существует, предпроектную разработку выполнил институт "ЛенморНИИпроект". Конечно, туда надо подводить железную дорогу, достраивать автомобильную, но построить район порта с глубиной канала до 11 метров там вполне реально. Думаю, что в следующем году мы проведем в Архангельске крупное совещание с участием заинтересованных лиц и выясним, нужен ли такой проект. Администрация области рассматривает его, безусловно, как положительный. Это перспектива Архангельска, перспектива порта, это решение многих проблем».