Архангельский порт в новый год с новыми тарифами
«В 2004 году Федеральной службой по тарифам были снижены тарифы на перевозку угля через погранпереходы для портов стран Балтии - Литвы, Латвии и Эстонии - с 1752 рублей до 478 рублей за тонну, - поясняет и. о. директора департамента транспорта и связи администрации Архангельской области Лев БЫКОВ. - В отношении же российских портов - Архангельска, Санкт-Петербурга, Мурманска, Кандалакши - тарифы не пересматривались. В результате объем перевалки угля через порты стран Балтии возрос в разы. Надо сказать, что Архангельск, в сравнении с названными портами, находится в самом невыгодном положении - у нас на стоимость угля (помимо железнодорожных перевозок, складских операций в порту и ставки морского фрахта) дополнительно ложится ледокольный и канальный сборы. На Морской коллегии, прошедшей 16 июля 2004 года в Архангельске, впервые был серьезно поставлен вопрос о снижении железнодорожного тарифа для нашего торгового порта. Мы предложили установить понижающий коэффициент в размере 0,75. В сентябре Федеральная служба по тарифам признала правильность нашей позиции по развитию порта (в том числе и по росту объемов перевозки угля через Экономию) и сочла возможным решить вопрос о новых тарифах положительно. Нашу позицию поддержал Минтранс. Министерство экономического развития имело свой взгляд на эту проблему, однако решение было принято в нашу пользу - правда, коэффициент был установлен в размере 0,8. Он распространяется и на печорские, и на кузбасские угли. С учетом того, что Архангельский морской торговый порт может делать скидки на грузовые операции самостоятельно за счет внутренних резервов, наш сквозной тариф становится конкурентоспособным». Быков отметил, что новая тарифная ставка установлена на 2005 год. По его словам, ориентируясь на создание новых грузопотоков, объем перевозок угля через наш архангельский порт можно увеличить до миллиона тонн в год. Например, в настоящее время между Архангельским морским торговым портом и финансовой компанией "FTEC Gruppe A.G" существует протокол о намерениях по перевозке через Архангельск энергетического угля в объеме 200 тысяч тонн, с последующим наращиванием его до полумиллиона. Помимо этого, есть намерения череповецкой компании "Северстальресурс" переваливать через Архангельск печорский уголь в объеме до 500 тысяч тонн - правда, пока без указания конкретных сроков. Оба эти предложения, отметил Быков, для нас выгодны. «Сейчас самое главное - хорошо отработать 2005 год, наладить стабильные грузопотоки, чтобы в последующем не только сохранить полученные объемы, но и увеличить их, - считает Быков. - Ведь наращивание объемов - это и увеличение денежных средств от перечисления в казну налогов, и стабилизация зарплаты - то есть все, что касается развития социальной сферы Архангельской области». По мнению Быкова, если новый тариф будет конкурентоспособным, а поставки угля станут достаточно стабильными и бесперебойными, то будет разработан взаимовыгодный график как для Архангельского порта, так и для Санкт-Петербургского. К тому же через Санкт-Петербург идут большие объемы груза, и бывает, что судам приходится стоять в ожидании своей очереди, а в Архангельске легче отрегулировать время постановки судов под погрузку.