Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА. Мошенничество. Финансовые аферы

Некоторой части «бизнесменов» понимание этой простой истины оказалось исчерпывающим для того, чтобы обогащаться, минуя фазу товарного обращения, попросту завладевая чужим имуществом. Поскольку чужой бизнес может базироваться на порочных идеях, и такой бизнес в любой момент может коснуться вас лично и вашего дела, мы решили включить в практику краткий обзор распространенных не деловых механизмов наживы. Главный вопрос настоящей темы формируется таким образом: как распознать агрессивность генеральной идеи чужого бизнеса доля пресечения попыток вовлечения вас в орбиту криминальных интересов? Ваша цель – научиться профессиональному видению опасности. С чем же мы на самом деле сталкиваемся, говоря о криминале, мошенничестве и неделовой практике? Что конкретно означает «мошенническая схема»? Чем отличаются от нее схемы «криминальные»? Что отличает от мошенничества и криминала псевдоделовую комбинацию? И, наконец, главный вопрос: в каких ситуациях эти схемы наиболее вероятны? ТИПОЛОГИЯ. Что такое мошенничество? Мошенничество, согласно статье 159 УК РФ, трактуется, как завладение имуществом путем обмана или злоупотребления доверием. Главной чертой «почерка» мошенничества является ее скрытный характер, высокая степень личного доверия жертвы к мошеннику и тщательное легендирование последствий совершенной аферы и сокрытие следов злоумышленника. Ответственность за мошенничество весьма редко попадает в разряд уголовно наказуемых деяний, особенно когда дело касается частной собственности, где сор из избы предпочитают не выносить. Что такое криминал? Криминал – это уголовное преступление, однозначно квалифицируемое таковым УК РФ. Такие действия могут быть направлены как против личного имущества, так и против коллективного, общественного и государственного. Мы говорим о криминале тогда, когда почерк действий враждебной силы принимает наиболее агрессивные выражения, такие как: вымогательство, угрозы, «рэкет» или шантаж, хищения, разбой. Что такое псевдоделовые комбинации и неделовая практика? К неделовым комбинациям и неделовой практике относятся разнообразные и ненаказуемые по букве Закона действия, преследующие одну цель – ведение дела в односторонне выгодном порядке. Это может выливаться как в форму единоличного присвоения совместно нажитого имущества одним из партнеров, так и в форму перекладывания бремени издержек на более слабого партнера. Поле реализации такого «бизнеса» находится в области партнерских отношений. Разновидностью псевдоделового бизнеса является так называемая «неделовая практика», выражающаяся в исполнении взятых обязательств в односторонне выгодном порядке или невыполнении их. Главная особенность неделового поведения – это менее опытный партнер в качестве жертвы. Аферистичность выражается в обмане жертвы в отношении величины реально полученного дохода, понесенных расходов и убытков, что правовыми методами не регулируются. Трудности появляются как на этапе раскрытия аферы, так и в наложении санкций, ибо любые такие потуги оказываются, как минимум, не обеспеченными действующими нормами поведения. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ. Общие признаки готовящейся или разворачиваемой аферы лежат в объективной основе ее зарождения. Нам весьма приглянулся термин «треугольник преступления», предложенный американскими криминалистами – авторами книги «Мошенничество – луч света на темные стороны бизнеса». Из чего состоит «криминальный треугольник»? Первый угол треугольника – объект преступления: жертва и имущество во всех без исключения неделовых МОД вы без труда обнаружите конечную жертву – объект мошенничества, потерпевшую сторону, лишившуюся в результате обмана имущества. Общая черта характеристики жертвы: - мутный характер нажитого имущества, взятого на прицел злоумышленником; - отсутствие действенной обороны; - нежелание афишировать факт понесенного ущерба. Второй угол треугольника – преступный субъект, т.е. злой умысел и его носитель – злоумышленник. Редкая афера стартует немотивированно. Что и служит признаками опознания вероятных аферистов. Зри в корень – в причину интереса и рано или, что хуже – поздно, ты разберешься с намерениями лжепартнера. Третий угол – криминальная ситуация. Субъект и объект мошенничества сталкиваются в конкретной ситуации. Любой МОД требует подходящих внешних условий срабатывания, что в полной мере касается и неделовых «доходных идей». Каковы черты криминальной ситуации. - быстротечность; - доступность объектов посягательства (имущества и жертвы); - ослабление контроля к ситуации со стороны жертвы; - сфера деятельности слабой компетенции жертвы - односторонний информационный поток, направленный от мошенника к жертве, позволяющий скрыться от преследования. Везде, где вы встретите подобные признаки, ваши шансы попасть в криминал повышаются. Шансы приравниваются к 100 %, как только «треугольник» собирается полностью, т.е. когда вы имеете явно жертвенные наклонности, на вас положил глаз преступный элемент и ситуация способствует тому, чтобы поделить ваше имущество. Типичные виды неделовых МОД. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: настоящий обзор носит чисто ознакомительную направленность, не претендует на всеобъемлемость материала и не гарантирует читающего от попадания в неприятности. 1. Скрытая продажа. Схема получила распространение в эпоху зарождения СП в России, что согласно нашей классификации, совершенно точно соответствует сфере слабой компетентности жертвы. Цель комбинации – продажа залежалого или бывшего в употреблении товара. Исполнение – взнос в уставной фонд СП имущества в физической форме (станки, оборудование, сырье и проч.) с последующим отзывом внесенной доли в денежном выражении. Поскольку новые СП очень часто со стороны россиян гарантировались вышестоящими ведомствами, министерствами и главками проблем с истребованием долга у злоумышленников не было. Российский партнер в итоге оказывался с разбитым корытом, купленным по цене двух-трех новых. 2. Обман партнера. Занижение дохода. Типичный пример – аренда оборудования на паевых условиях с собственником. Почти всегда новые доходы арендатором в убыток арендодателю. Завышение расходов. Формула «оплатить личные расходы из общественной кассы» показательна в плане отношения к партнерству, как к синекуре, обеспечивающей личное благоденствие. Рассматривая партнеров любого АО в качестве финансовых партнеров, какими они формально и являются, нетрудно видеть перечень личных услуг, оказанных самим себе со стороны высшего эшелона любого АО. Вопрос только в форме и величинах. Утаивание дохода. Злонамеренный партнер может осуществлять продажу предоставленного ему имущества, чаще всего товара собственной дочерней фирме по заниженной цене. Истинная величина дохода искажается, ограничиваясь ценой продажи дочерней фирмы. Формально претензии предъявлять не за что. 3.Ничтожные сделки. Один из самых распространенных видов псевдоделового сотрудничества, связанного с обманом – всевозможные варианты товарных ссуд, при которых товар или выручка от его продажи пополняет оборотные средства злоумышленника, и дополнительная прибыль с такого оборота попадает исключительно в его карман. Ссуда может быть возвращена и обязательства формально выполнены. С одной лишь оговоркой – собственник имущества поимел немного меньше, чем мог бы. 4. Невыполнение обязательств. Самые распространенные невыполнения обязательств представляют собой несоблюдение графиков поставок, выполнения работ и платежей. Несоблюдение поставок, как типичная форма лжебизнеса, может проявляться в виде поставок некачественного товара, недопоставки в требуемом количестве, поставке иного незаказанного. Про неплатежи и невыполнение работ даже и говорить не хочется. 5. Деловой рэкет. Деловой рэкет на заре рынка выглядел, как принуждение предприятий к исполнению невыгодных обязательств путем оказания на них давления со стороны вышестоящих инстанций. Ныне деловой рэкет приобретает цивилизованные рыночные черты, что впрочем, не меняет его содержания. Пример: некое НИИ имеет в структуре своего имущества добротное строение. Фирма ВВ, положив на них глаз, начинает готовиться к рэкету. Арендуется на очень выгодных условиях часть помещений центрального здания НИИ, заводится агентурная сеть среди сотрудников. Очень скоро по «чумовым» ценам начинается тихая скупка акций НИИ через его же сотрудников – «агентов влияния» (на самом деле высокие цены были только для тех, кто продавал акции. Как впоследствии оказалось, цена не дотягивала и до 15 % реального денежного обеспечения). В одно прекрасное утро руководитель фирмы ВВ ставит в известность директора института о том, что владеет контрольным пакетом акций. «Без претензий на смену управления» предлагается полюбовно обменять часть здания НИИ на возвращение акций, что почти без раздумий и было сделано. В итоге ВВ, благодаря «цивилизованному» рэкету, скупила строения за 15 % их рыночной стоимости. Продолжение следует… Следите за публикациями проекта БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА в рубрике БИЗНЕС/ФИНАНСЫ на сайте ИА «Русский Север»! Материал предоставлен и подготовлен к публикации ЧОП «Витязь» (г.Архангельск, пр.Ломоносова, 58 корп. 1. Тел. (8182) 20-48-68, 20-59-06, e-mail: vitjaz@atnet.ru ) Подробно об услугах ЧОП «Витязь» вы можете узнать в БИЗНЕС-КАТАЛОГЕ ИА «Русский Север»: http://www.rsia.ru/index.html?id=20&org=33

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (23)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20