Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Песни без слов. Мистификации

«Всю музыку создаёт народ, а композиторы её только аранжируют».

Михаил Глинка

Намеренную попытку введения читателей, зрителей, слушателей в заблуждение именуют мистификацией. Относимое, в основном, к области искусства понятие следует отличать от мошенничества, поскольку мистификатор не предполагает нанести кому-либо своими действиями  моральный или имущественный вред. Наоборот, цели у авторов таких обманов, как правило, благие. 

***

В 1958 году любители классической музыки горячо обсуждали сенсацию, вызванную выпущенной грампластинкой с произведением под названием: «Ремо Джазотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрового баса Томазо Альбинони». Обрывок с нотами этой пьесы итальянский музыковед Ремо Джазотто (Remo Giazotto, 1910-1998) якобы нашёл в 1945 году на развалинах разрушенной союзной авиацией Саксонской земельной библиотеки в Дрездене, где в 1720-е годы служил   скрипач Томазо Джованни Альбинони (1671-1751).  В этом же 1945 году Джазото опубликовал первую научную биографию Альбинони. В 1958 году, после выхода пластинки с Адажио, творчеством музыканта эпохи барокко заинтересовались многие слушатели. 

Возможно, именно эту цель и преследовал Ремо Джазотто, сочинивший от начала до конца по канонам начала XVIII века ставшую знаменитой пьесу. Лишь накануне смерти Джазотто признался в мистификации, благодаря которой на концертах и записях всё-таки зазвучали сонаты, симфонии, отрывки из опер забытого на три века Томазо Альбинони. Только вот в популярности они значительно уступают знакомой любителям музыки пьесы под «обманным» название «Адажио Альбинони». Звучит она в оркестровых версиях в десятках фильмов и телепередач, во время официальных церемоний и в исполнении знаменитых певцов.  

***

В 1970 году ценителей барочной музыки порадовала фирма «Мелодия», которая выпустила грампластинку «Лютневая музыка XVI—XVII веков». На обратной стороне конверта приведены названия десяти произведений. Особенный восторг у слушателей вызвали два: «Сюита для лютни: Канцона и танец» Франческо Канова да Милано и «Ave Maria» Джулио Каччини. Самые дотошные меломаны отыскали в советских и зарубежных энциклопедиях информацию о названных авторах. 

Франческо Канова да Милано (1497-1543) - итальянский лютнист эпохи Ренессанса, один из крупнейших европейских композиторов XVI века. Только никаких «канцон» он не писал. Кстати, слово «canzona» по-итальянски означает «песня». 

Джулио Каччини (1551-1618) - итальянский композитор, певец, музыкант, преподаватель. Но и в его опубликованном перечне мадригалов, канцон и арий нет указанной на пластинке «Ave Maria».

Подлинным автором этих и большинства других сочинений с пластинки оказался ленинградский гитарист, страстный почитатель средневековой музыки Владимир Фёдорович Вавилов (1925-1973). Осваивая в 1960-х годах лютневую гитару, он написал несколько мелодий в духе эпохи Ренессанса. 

Каждый творец мечтает о том, чтобы с его произведениями познакомились люди. Осознавал при этом Вавилов и невозможность издания пластинки написанных стилизаций под его именем, поскольку в союзе композиторов он не состоял. Его дочь Тамара Владимировна по этому поводу сказала: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией „Вавилов“ никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…». И потому «выручили» самоучку названные выше имена, а также ещё и Винченцо Галилеи, Николо Нигрино и другие классики. 

Удалась мистификация. На советском телевидении в передаче о полотнах эпохи Ренессанса из Эрмитажа впервые прозвучали композиции. Более того, в 1972 году поэт Анри Волохонский написал на мелодию «Канцоны» стихотворение «Рай», наполнив его библейской символикой. Цепляющее слух выражение «исполненный очей» он позаимствовал в Книге пророка Иезекииля, в которой при рассуждениях о животных говорится, что «высота их была чрезмерна», «они исполнены очей» и т.д. 

Под обаяние музыки и стихов попал тогда поэт-авангардист Алексей Хвостенко. Он записал в сотрудничестве с Анри Волохонским, а потом часто исполнял песню «Город золотой». 

Затем чуть переделав слова («Над твердью голубой...»), песню в своей драматической манере исполнила Елена Камбурова. 

И, наконец, она попала к Борису Гребенщикову (*ныне выполняет функции   иноагента). Он, кое-что поправив в тексте, назвал песню «Город», и вместо «Над небом голубым» запел «Под небом голубым». 

Впрочем, пусть фанаты козлетона БГ* поют ему дифирамбы. Ценителям инструментальной музыки любые словесные подпорки к прекрасной мелодии Вавилова кажутся неуместными. 

Следует сказать, что такая же история сложилась и со второй восхитительной композицией Владимира Вавилова с пластинки 1970 года - «Ave Maria». Тот случай, когда повторяющий во время исполнения вокальной партии произведения два слова человеческий голос не нарушает гармонию подобной молитве мелодии. 

***

Мистификациями в музыке отметились и другие сочинители. В их числе: австрийский композитор Кристоф Глюк, композитор и альтист начала прошлого века Анри-Гюстав Казадезюс, один из лучших скрипачей ХХ века Фриц Крейслер, советский скрипач Михаил Гольдштейн, американский скрипач и композитор Самуил Душкин. По пути Вавилова в начале нынешнего тысячелетия пошёл другой лютнист - американец украинского происхождения Таровский-Савчук. Используя аллонимы (имена реально существующих или существовавших людей), он приписывает им свои композиции. Автор данных строк послушал некоторые из них. Увы, не всегда за мистификациями скрывается настоящая музыка. 

**

На приложенных записях приведены сочинения двух композиторов: 

  • «Адажио Альбинони» Ремо Джазотто.
  • Сюита для лютни: канцона и танец Владимира Вавилова. 
  • «Ave Maria» Владимира Вавилова (указан Джулио Каччини) в исполнении Андре Бочелли и симфонического оркестра. 

 Александр Чашев 

 Предыдущая публикация из цикла «Песни без слов»: https://rusnord.ru/hot/62775-pesni-bez-slov-gjeri-mur.html 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (272)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20