Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Вся сила – в «Брате»! Алексей Балабанов как уникум импортозамещения

Иностранные прокатчики решили наказать российского зрителя непоказом последних голливудских блокбастеров – идёт отказ за отказом.

Владельцы киносетей, только-только пришедшие в себя после ковидных ограничений, снова посыпают головы пеплом и вспоминают времена, когда их объекты культурного досуга превращались в автосалоны и мебельные продажи.

Удивительно, но на этом фоне труженики отечественных фабрик грёз полны оптимизма и ждут волны госзаказов на патриотическую тематику. Пусть это будут сплошные «Танки» и «Зои»… зато работа.

Но это когда ещё будет. Пока же дыры в киносеансах решили затыкать проверенными балабановскими «Братьями» и «Жмурками». С первыми понятно – во втором фильме дилогии звучат пророческие сегодня слова в устах профессионального киллера – «бандеровец, что ли?», «вы мне ещё за Севастополь не ответили!». Со вторыми понятно не очень – какое отношение к текущему политическому моменту имеет чёрная комедия в стиле Тарантино?

В рекомендованный к показу список не попала его же «Война». Почему? Наверное, из-за названия и прочим не ко времени ассоциациям. Снять «Мир» как продолжение Алексей не успел. Или не захотел… у него явно были личные вопросы к такому миру.

Тем не менее, вектор намечен, и Балабанов из статуса большого таланта переходит в разряд режиссёров-пророков. Когда-то он выпускал по фильму в год, а автор этих строк раз в год писал на них рецензии. Это «сотрудничество» закончилось почти девять лет назад в связи с уходом мастера. До сих пор горько…

Не претендуя на истину в последней инстанции (и в не последней тоже), хочу поделиться мыслями о его творчестве и смысле бытия.  

Балабанов - режиссёр не для всех, это однозначно. Даже его мастерская на двухгодичных Высших курсах сценаристов и режиссёров называлась претенциозно - «Авторское кино». И это ещё при Советском Союзе, где реально было окупить любой фильм. Например, пустить его по тем «медвежьим углам», куда приезд кинопередвижки был сродни новогоднему «Голубому огоньку».

Он и начинал как эстетствующий интеллектуал. Ухитрился во времена полного отсутствия кинопроката снять экранизации по Беккету и Кафке. Да такие, что и на Западе ничего не поняли, «прокатили» с премиями на фестивалях. Но рядом с Лёшей был друг Серёга (Сельянов), успешный продюсер, веривший в балабановскую звезду. Чего же при таком раскладе не снимать, не экспериментировать...

Я о Балабанове услышал в Питере в начале 90-х. Мол, приехал чудак-киношник с Урала вместе с тамошней рок-тусовкой, поговаривают, что гений. А гении в ту пору ходили по городу на Неве исключительно в тельняшках и туристских говнодавах, вкусно пахнув спиртом «Ройяль» (чуть раньше - портвейном «Кавказ»), закидывая за уши давно немытые патлы. Сегодня те из них, кто выжил в лихих запоях антиалкогольной кампании, постриглись, подшились (в смысле «закодировались»), принимают у себя в мастерских иностранные делегации, губернаторов, и судятся друг с другом за правообладание брендом «митьки». Теперь их фирменные тельники лишь клинышком выглядывают из-под манишек смокингов.

Лёша Балабанов до конца остался настоящим «митьком». Почвенным, природным. Форме одежды не изменял, на Кинотаврах появлялся исключительно в говнодавах, только по случаю жары меняя их на кеды (не знаю, что было бы на вручении «Оскара»... но ведь не пригласили ни разу). Ещё он любил хулиганить. В 98-ом меня впервые за много лет совратили сходить в кино за деньги (а не по пригласительному билету на премьеру) на его «Про уродов и людей». Сказали - «декаданс с элементами порно в свободном прокате, куда катимся?!». С «декадансом» согласен. С «порно» - сомневаюсь. Что-то близкое к Маркесу. Но своё. Балабановское...

Чуть раньше у меня дома поселилась кассета с первым «Братом». Из-за песен. Из-за того, что в кадре на пару секунд появляется мой дружок Дюша Романов (первый состав «Аквариума»), рано ушедший. И из-за Питера. Именно такой я воспринимал эту «колыбель трёх революций» - промозглой, трущобной, чёрно-белой, всю на дешёвых понтах. Только я этот город не любил. А Балабанов полюбил. Именно таким. В этом вся разница.

Но ведь пересматривал не один раз, в спорах приводил «Брата» в пример, как начало возрождения российского кинематографа. Потом мне рассказали - якобы Балабанов с кем-то бился об заклад, что сделает провинциального маргинала национальным героем. Примерно также годами ранее Айзеншпис поспорил с Алибасовым, что сделает из безголосой подтанцовки Сташевского поп-звезду всероссийского масштаба, и выиграл целый зелёный миллион...

Балабанов тоже выиграл. Данила Багров, гопник с отбитыми в чеченской кампании мозгами, убивающий как за деньги, так и по своим, известным только ему понятиям, трахающий всё, что попадётся на дороге - от вагоновожатой до Опри Уинфри, и презирающий Запад, стал, чуть ли, не символом «России, поднимающейся с колен».

«Брата-2» я уже склонен рассматривать, как некую реабилитацию за серьёзность первой части, ситуация в ней доведена до абсурда. Так ведь и денег с проката нехило подняли проказники Балабанов и Сельянов. Быть их брату Даниле героем трёх поколений как минимум, Саша Белый из «Бригады» нервно курит за углом.

А какие в том «Брате» фразы… хоть в граните вырубай. Сейчас в особом ходу главная – «а я думаю, что сила – в правде» (а не в деньгах). Её теперь часто цитируют государственные деятели различных ступеней властной вертикали. Люди занятые, они, поди, и забыли, при каких обстоятельствах она была произнесены этим «правдоборцем»? Напомню – через пару минут после того, как он, придя за нечестными деньгами к очень противному американцу (всё равно квалифицируется по обе стороны Атлантики как вооружённый грабёж), мимоходом пристрелил совершенно постороннего человека, случайно оказавшегося у него на пути. Такой суровый юмор был у режиссёра Балабанова.

Потом он снял «Жмурки», гротеск на лихие 90-е, который некоторые не в меру инфантильные барышни до сих пор воспринимают «энциклопедией русской жизни конца ХХ столетия». Не преувеличиваю, читал в интернете полный возмущения зрительский отклик - «как такую «чернуху» пускают по телевизору». Говорят, нечто подобное писали и автору «Криминального чтива»... уж и не знаю, кому из двоих мастеров экрана подобное сравнение делает больше чести.

Короче, в XXI веке Балабанов-режиссёр из элитных стал окупаемым и начал снимать, то, что хочется. Я до сих пор влюблён в его «Мне не больно». Я отказался второй раз смотреть его «Груз-200». Вряд ли меня можно заподозрить в защите последнего периода жизни советской власти, но мне 80-е годы ХХ века (мы с Лёшей практически ровесники) запомнились не столь мрачно. Потому и рецензию на него (третью, кстати, в только что открывшейся в 2007-ом рубрике «КиноЧерток») я назвал «Препарированная молодость» (http://rusnord.ru/2007/2/26137). Мои 80-е были повеселее, там девушек любили, а не насиловали, и в постель к ним убитых «афганцев» не подбрасывали. И вообще, мне до сих пор кажется бессмысленным забивание гвоздей «в гроб СССР», страны, которая сама сначала разложилась, потом тихо померла и воскресать не собирается.

Но у Алексея другое мнение, да и вес другой. «Ах, не нравится?! Вообще уйду из кино», - пригрозил он критикам. Все заволновались. И я же первый...         

Уж чего ему только не приписывали, не ставили на вид. Даже антисемитизм вместе с русофобией, понятие «мизантроп» было неотделимо от фамилии Балабанов. А он просто был режиссёром, которому позволено многое, он работал, как настоящий раб на галерах. В год по картине - кто из кино, тот поймёт, что это такое. Хорошо запомнились слова, сказанные когда-то язвой Дуней Смирновой-Чубайс в «Школе злословия» - «как к творчеству Балабанова не относись, но не признать, что это самая крупная величина в нашем кинематографе, невозможно и стыдно». И это сказала та, что мнит себя второй после Клеопатры.

Он давал понять, что уходит. Сознательно умер на экране в «Я тоже хочу» в роли самого себя. Сам себе и спрогнозировал, что на небеса не попадёт. А куда? Сие нам неведомо. Или просто боялся сглазить. После его ухода многие говорили о страшной болезни. Почему раньше молчали? Правильно молчали, не нужно умирать в умах и сердцах других раньше отмерянного срока.

Хотя Балабанов и болел, но строил планы по следующей картине. Кино про Сталина. Не про генералиссимуса, не про «эффективного менеджера» Кобу, а про кавказского бандоса Джугу, кем Усатый был в юности и оставался в душе до самого своего конца. Писали, что в соавторы Лёша приглашал Кустурицу, да тот кобенился.

Теперь такого фильма точно никогда не будет. Вот это-то и обидно. До слёз.

Но смотреть «Братьев» я своим сыновьям не посоветую. Пусть уж лучше будут «Танчики»…

Леонид Черток 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (278)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20