- Василий Иванович, на инаугурацию пойдём?
- Зачем идти-то, Петька?
- Ну как… пригласили всё-таки.
- Я спрашивая – зачем идти. На тачанке поедим!
Тачанку мне к подъезду не подали. Зато прислали белый минивэн. Из гаража обладминистрации. Пустячок, а приятно, похоже, жизнь стала налаживаться.
- Ну что тебе эта инаугурация, халявный бутерброд съесть и стаканом сухого запить? – увещевал меня в 2004 году директор корпункта Первого канала, небезосновательно рассчитывавший занять место главы информационного департамента в киселёвском правительстве. Я пытался объяснить человеку, что интересно с профессиональной точки зрения – по лицам и рассадке приглашённых можно хотя бы примерно понять будущий политический расклад.
Собеседник подозрительно щурился – «кончилось время ефремовских гульбищ». На том и расстались… а ведь до этого были приятелями.
За сим последовал материал «Инаугурация, на которой нас не было», окончательно разрушивший отношения нашего информагентства с тем правительством. Всего-то в нём описывался в фантазийно-юмористическом стиле шок старых работников обладмина от незнакомых кисломолочных лиц в первых рядах партера конференц-зала, где традиционно проходит это таинство.
Статья, между прочим, появилась на нашем сайте за полчаса до начала. Как выяснилось, попали в точку.
И на инаугурацию Михальчука нас тоже не пригласили. И хорошо. Было страшно. Вице-спикер облСобрания прислал смс: «Нас посадили куда-то взад, на первых рядах сплошь якутские лица. Ты в курсе, что их кланы пострашнее чеченских тейпов будут?».
Как потом рассказывали, в тот день Илья Филиппович сделал поистине историческую оговорку, спутав Архангельск с Хабаровском (даже не с Астраханью). Фактически признался – мне всё равно где …, лишь бы много и за это ничего не было. Так оно дальше и покатило…
«На Орлова» тоже не пригласили. Наверное, забыли… или от греха.
Так что для меня это первая инаугурация, как для известной Наташи - бал. Проникнувшись торжественностью момента, достал парадный пиджак, который до этого дважды надевал на закрытие кинофестивалей. Потом придирчиво выбирал в домашнем гардеробе самый актуальный на сегодняшний день аксессуар – противовирусную маску (куда там «Ролексу»!). Главное, чтобы гармонировала по цвету с носками.
Ну всё, готов.
…Туман покрыл Северную Двину так, что не видно не только дальнего берега, но и ближнего. Интересно, что это по приметам?
Вход в конференц-зал на этот раз слабо напоминал театральный разъезд (где вы, ефремовские времена?!). Что к слову, было обусловлено общей эпидемиологической ситуацией – заранее предупредили о сокращенном гостевом формате и антиковидных мерах.
Впрочем, в здание меня запустили с заднего входа. Обидно? Ничуть, подняли на специальном лифте для колясочников, который при Орлове не работал. И усадили в первом ряду, где раньше на подобных торжествах заседали то якутские, то кисломолочные. Я аж вспотел от собственной значимости.
Огляделся… ба, знакомые всё лица. А вы хотели увидеть полный ряд москвичей? Не вышло. Вообще никого не рассаживали, кто успел, тот там и сел. Кучковались по интересам.
Как там у Пушкина – «Зал уж полон, ложи блещут»? Не полон, но и не пуст, визуально где-то треть свободных мест. Блистали, разве что, масками, причём стандартными (а я-то выбрал с вышитым вензелем… как лох). Проманкировали мерами индивидуальной защиты представители церкви и сенаторско-депутатский корпус федерального значения… им после заражённой Москвы и в лепрозории нестрашно.
Нелирическое отступление – летом 2021 года после начала эпидемии китайского кишечного гриппа россияне в памперсах задумались: «Чем же нас год назад марлевые повязки не устраивали?!».
Действо началось минута в минуту. Под звуки фанфар (или как тот музинструмент называется) внесли флаги. Все встали. А я сижу. Потом Конституцию и госсимволы. Я снова сижу. Поймал на себе укоризненный взгляд ребёнка со второго ряда (наверное, родителям не с кем было оставить или с детства приучают к госслужбе). Как мог, глазами объяснил – вот как в жизни бывает, малыш… слушайся маму.
Председатель облизбиркома Контиевский напомнил в цифрах, по какому поводу сегодня собрались – «У кандидата Цыбульского 69.93% голосов избирателей»… это вам не лобио кушать.
Спикер облсобрания Прокопьева от себя пожелала инаугурируему три самые важные вещи – «сил, мужества и терпения». Подтекстом прозвучало – это вы нас пока ещё не знаете… скоро узнаете. Ну, я так услышал.
На сцену поднимается сам именинник. Из зала, а не из-за кулис. Как-будто был рядовым зрителем и вот… (авторское ощущение).
Присяга. «Клянусь добросовестно исполнять… верно служить народу…». Стандартный текст, его и все предыдущие проговаривали. Только не у каждого получилось «добросовестно» и «верно». Жалеют теперь… наверное.
А вот дальше началось самое интересное. Обычно для написания таких речей используется труд спичрайтеров. У меня же сложилось ощущение, что Цыбульский говорил от себя. Это его речевые обороты, всё-таки несколько раз успели пообщаться в диалогах. Если сам и не писал, то серьёзно правил под свой стиль и язык. Получилось искренне и совсем не протокольно.
Прозвучала мотивация к губернаторскому труду – «здесь тяжело, но интересно». Интерес – великая штука… я сам из-за него всегда работаю, результат же и Путин не может прогарантировать.
Особо важный момент. Вся область в ожидании больших денег от федерального центра, которые обещали федеральные министры (а президент подтвердил). Но прозвучало «мы – адрес последней надежды». Помните, как неоднократно было – деньги приходят и потом возвращаются обратно, не смогли освоить.
А чтобы этого не было – «не каждый сможет работать в предложенном темпе… будем менять структуру правительства». Рядом раздался тяжёлый вздох. От того, кто, наверное, не сможет. Ожидаемо… кто-то заранее в отставку попросился.
И никаких космических кораблей под сводами Поморской филармонии. Только если это нужно конкретным людям, здесь проживающим. А не для показателей в отчётах… за прошедшие полгода не один чиновник на этом спалился.
И концовка. Из Фазиля Искандера (совсем ещё недавно основоположников цитировали) – «Человек всегда краснеет один». Губернатор в том числе. И даже президент. Если совесть есть, конечно.
Уложились в 25 минут, зал сразу и не понял, что пора расходится. Только втянулись…
А вот фуршета не было. Не время сейчас – вой… ой, пандемия. Не все приглашённые с собой гигиенические перчатки захватили, я только одну пару узрел.
…Дома сделал себе бутерброд с сёмгой и запил сухим из собственных припасов. Хорошая штука – эта инаугурация, бодрит. Лишь бы не частили…
Леонид Черток
(фото, кроме верхнего, коллеги Азовского)