Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Вселенная Баха. Малая фуга…

В августе 1703 года 18–летний Иоганн Себастьян Бах занял пост органиста церкви Святого Бонифация в Арнштадте. Работать ему приходилось всего три дня в неделю. Жалованье позволяло вести достойный уровень жизни. Настроенный по новой системе церковный орган находился в его полном распоряжении круглые сутки. Эти благоприятные обстоятельства молодой музыкант и начинающий композитор использовал для совершенствования мастерства органиста и сочинения музыки. 

Полвека спустя в некрологе Баха будет написано, что именно в Арнштадте «созрели впервые планы его прилежных занятий искусством игры на органе и композициями, которые он изучал путем вдумчивого анализа произведений известных в то время серьезных композиторов и самостоятельного применения изученного на деле».

К арнштадтскому периоду творчества (1703 – 1707 годы) относится сочинение одного из самых известных и исполняемых произведений Баха – фуги соль минор, написанной для органа. В каталоге работ композитора она числится под номером BWV 578. Известно сочинение и под названием «Малая (маленькая) фуга». 

Исследователю творчества Баха, философу культуры, органисту Альберту Швейцеру  (1875 – 1965) принадлежат слова: «Фуга – это высший уровень музыкальной полифонии». Эта, основанная на постоянном повторении темы с последующим развитием и вариацией форма, считается одной из наиболее сложных и изысканных в истории музыкальной культуры. 

Фуга соль минор BWV 578 состоит из трех частей: экспозиции, разработки и рекапитуляции. Музыковеды, отмечая её простую и лаконичную конструкцию и мощный гармонический каркас, называют произведением, которое олицетворяет все лучшее, что есть в музыке Баха: стройность, музыкальность, ясность, гармоничность и гениальность.

Первое известное исполнение «Малой фуги» состоялось почти через сто лет после её создания – в 1800 году, в Бремене. Она оказала большое влияние на творчество многих композиторов и продолжает вдохновлять музыкантов разных жанров по всему миру.  Существует множество органных интерпретаций фуги, аранжировок для оркестров разных составов, солирующих инструментов и даже рок обработки. 

В приложенных записях фуга соль минор BWV 578 Иоганна Себастьяна Баха звучит в исполнении нидерландского органиста, представителя движения аутентичного исполнительства Тона Копмана и симфонического оркестра под управлением Леопольда Стоковского (его аранжировка). Рок – обработка фуги предложена исполнителем под псевдонимом «Theradman». 

Пусть на мгновения обретём мир в абстрактных построениях Баха.

Александр Чашев

***

Предыдущая публикация из цикла «Вселенная Баха»: https://rusnord.ru/hot/61284-vselennaja-baha-o-dobrom-pastyre.html 

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (218)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20