В минувший понедельник, на фоне массовых волнений, переходящих в откровенный бунт в городе Фергюсон, губернатор Миссури Джей Никсон объявил о мобилизации Национальной гвардии штата. Добровольческая милиция, чья численность в Миссури составляет около 11,5 тыс. человек, призвана помочь полиции восстановить мир в бунтующем пригороде Сент-Луиса. В подавлении уличных беспорядков в самих Штатах к помощи резервистов не прибегали уже более 20 лет. Даже в приснопамятной истории с ураганом «Катрин», ставшей настоящим праздником для мародёров и маргиналов.
А началось всё с убийства полицейским Дарреном Уилсоном афроамериканского подростка Майкла Брауна. Свидетелем этого стал приятель Брауна, с которым тот прогуливался по улице. Патрульный Уилсон приказал им уйти с дороги на тротуар, затем последовала словесная перепалка, подростки попытались скрыться, и полицейский несколько раз выстрелил в Брауна.
Независимое расследование, проведенное по просьбе родных убитого, обнаружило на теле подростка шесть пулевых ранений - два в голову и четыре в правую руку. В журналистике это называется «изрешетил». Позднее в полиции заявили, что Браун с другом представляли опасность для общества, поскольку за 10 минут до убийства ограбили табачную лавку. В подтверждение этому была обнародована запись с камеры видеонаблюдения.
Однако это не убедило жителей городка, которые расценили действия полицейского как произвол и убийство на расовой почве: 67% из 21 тыс. населения Фергюсона - афроамериканцы, Уилсон же - белый. На следующий день после произошедшего траурная церемония переросла в погромы, в результате которых было разграблено не менее 12 магазинов. Когда беспорядки продолжились, полиция применила слезоточивый газ. В субботу, после недели митингов и стычек с правоохранительными органами, губернатор Никсон ввёл в городе комендантский час с полуночи до пяти утра. Прямо скажем - он медлил. В таких случая действия властей должны быть быстрыми и максимально жёсткими.
Следующей же ночью около 150 протестующих нарушили постановление губернатора, выйдя на улицы Фергюсона и открыв огонь(!) по полицейским автомобилям. Ожесточенные столкновения продолжились вечером в воскресенье. К вечеру акция протеста переросла в полномасштабный бой с полицией с применением огнестрельного оружия и «коктейлей Молотова».
Впрочем, по мнению многих аналитиков, убийство Брауна стало лишь поводом к беспорядкам, которые вызревали десятилетиями: следом за промышленным упадком 1980-х из городка уезжали «синие воротнички», на место которых прибывали бедные афроамериканские семьи в поисках лучших жилищных условий. Ведь для большинства нынешних жителей Фергюсона этот город символизирует упущенные возможности, несбывшуюся «американскую мечту». С 2000 года средний уровень заработной платы там снизился на 30%, учитывая поправку на инфляцию.
Действительно, этот американский городишко по безнадёге вполне можно сравнить с глухой российской провинцией, но со своими особенностями, колоритом и скидкой на развитой капитализм. В Фергюсоне два крупных работодателя: Муниципальный колледж Сент-Луиса и корпорация Emerson Electric, разместившая здесь свою штаб-квартиру. Корпорация, основанная в 1890 году, представляет собой транснациональный концерн, специализирующийся на инжиниринговых технологиях, выпуске двигателей и систем питания. По итогам 2012/13 финансового года выручка компании составила $24,7 млрд.
Недавнее расширение производства корпорации в определенной степени стабилизировало социальную ситуацию в Фергюсоне, которая ухудшалась последние 30 лет. Как ни странно, беспорядки пока не отражаются на котировках Emerson, они продолжают подрастать в цене. Это при том, что ущерб от погромов уже исчисляется миллионами долларов (которые, безусловно, покроет страховка). Как бы там ни было, нынешнюю ситуацию в Фергюсоне уже сравнивают с событиями 20-летней давности, когда так же была задействована Нацгвардия: в 1992 году в ходе беспорядков, вспыхнувших в лос-анджелесском районе Саут Сентрал, было сожжено 3,7 тыс. зданий, погибли 53 человека, а ущерб составил $1 млрд. ($1,7 млрд. в современных ценах).
Что характерно, инцидент с чернокожим подростком из Сент-Луиса отнюдь не исключение в сегодняшней Америке. Браун был убит 9 августа. А 5 августа в Биверкрике, штат Огайо, полицейский застрелил 22-летнего афроамериканца, отца двух детей Джона Кроуфорда. 17 июля полицейские задушили негра Эрика Гарнера, отца шестерых детей. Это произошло не на глубоком Юге, а на Стейтен-Айленд, штат Нью-Йорк. А в самом Нью-Йорке среди задержанных полицией в прошлом году четверть составляли молодые негры, хотя их по статистике проживает в «Большом яблоке» всего два процента от общего числа населения.
Так что это означает - в США опять наступила «ползучая сегрегация»? Можно подумать. Ещё в 60-х годах межрасовые браки были под официальным запретом, а у темнокожих девушек не принимали документы в высшие учебные заведения. Прошло-то всего 50 лет, ничтожный отрезок в масштабе истории.
Именно такой трактовки придерживается журналист Исраэль Шамир, личность, презираемая в родном для него Израиле. «Среди заключённых американских тюрем чернокожие составляют, чуть ли не 80%, хотя доля чернокожего населения только около 10%. Получается, что бедный чернокожий ребёнок растёт, готовый сесть в тюрьму с любым обоснованием. Доказано, что за одно и то же преступление белый молодой человек отделывается предупреждением, а чёрный наказывается на полную катушку».
Похоже, этот, с позволения сказать, публицист, до сих пор изучает американскую жизнь по материалам советского киножурнала «Новости дня». Собственно, и для меня это было, чуть ли не единственным окном в большой мир. Нас в школе учили, что у США был классный президент, мега-популярный в народе Джон Кеннеди, покончивший с сегрегацией, за что его и убили. На деле же оказалось, что это имя произносится американским белым населением почти с ненавистью. Именно при Кеннеди чёрное меньшинство получило такие льготы и права, что белым и не снились. Развращение бездельем этого пласта населения происходит те самые полвека. Вот только один из печальных его итогов - последний масштабный кризис мировой экономики начался с обвала ипотечного рынка в США, когда темнокожие безработные понабрали ничем не обеспеченные кредиты на покупку домов.
Или те самые задержанные полицией нью-йоркские негры. В их Гарлем заходить белому человеку смертельно опасно даже днём (я лично пережил несколько неприятных минут). Причём их собратья составляют львиную долю патрульных. Именно они предельно жёстки при задержании, ибо знают, каких пакостей и подстав можно ожидать от своих.
Полицейский же в Америке - лицо неприкосновенное. В его рабочем уставе есть пункт защищать свою жизнь при любой ситуации и в случае опасности действовать на опережение. Если выяснится, что Уилсон превысил полномочия, он своё получит, можете даже не сомневаться.
Системная проблема США заключается в том, что у темнокожего населения уже появились династии профессиональных безработных, у которых напрочь отсутствует рабочая этика. Плюс к этому появилось понимание того, что эра цветных президентов в Америке заканчивается на долгие годы, если не навсегда. Барак Обама и так мало что оправдал в их глазах (и слава Богу, иначе бы кирдык державе). Вот и стараются добрать, пока он у руля. А как добрать, если не мародёрством под личиной социального бунта?
Так что всё просто и нечего переживать...
Леонид Черток