Уже тогда многие аналитики посчитали, что убийство Брауна стало лишь поводом к беспорядкам, которые вызревали десятилетиями: следом за промышленным упадком 1980-х из городка уезжали «синие воротнички», на место которых прибывали бедные афроамериканские семьи в поисках лучших жилищных условий. Ведь для большинства нынешних жителей Фергюсона этот город символизирует упущенные возможности, несбывшуюся «американскую мечту». С 2000 года средний уровень заработной платы там снизился на 30%, учитывая поправку на инфляцию.
В августе тоже были и толпы недовольных темнокожих с редкими вкраплениями белых «леваков», и перевёрнутые машины, и «коктейли Молотова» в витрины разгромленных магазинов. Потом поутихло. Причём все понимали, что временно. Самая жесть началась сейчас, когда жюри присяжных (из 12 человек - 9 белых и 3 афроамериканца) не нашло достаточно оснований для возбуждения уголовного дела против белого полицейского.
При этом родители Брауна, хоть и были разочарованы таким решением, но обратились к участвующим в акциях протеста с просьбой вести себя в рамках закона. Такие миротворцы? Сомневаюсь, учитывая психологический портрет их сына. Скорее всего, с ними провели соответствующую работу сотрудники Белого дома. Ведь к их словам сразу же присоединился президент Обама, призвав уважать закон и заявив, что, несмотря на разногласия сторон, нужно согласиться с решением присяжных. Реакция главы государства вполне предсказуема - чем ближе к концу второго срока, тем он явственней ощущает себя президентом цветного меньшинства.
У зала суда, где выступал прокурор с вердиктом жюри, сразу же собрались сторонники Брауна, которые считают, что Уилсон совершил преступление и должен понести наказание. Решение присяжных демонстранты встретили возмущенными криками и лозунгами. В городе сразу же пришлось ввести режим ЧС.
И, тем не менее, обстановка только накаляется, а местной полиции приходится туго. Демонстранты закидывают правоохранителей бутылками и фейерверками, жгут полицейские машины. Кое-кто из стражей порядка утверждает, что в них летят и бутылки с мочой (пардон). В ответ на подобное издевательство был пущен слезоточивый газ.
Губернатор штата Никсон, описывая ночные события, заявил, что в городе царят «беззаконие и разрушение», «дети и пожилые люди были напуганы», и такая ситуация неприемлема. По официальным данным ФБР, в городе и около него действуют около 2,2 тысяч нацгвардейцев, обеспечивающих порядок, а это говорит о предельной норме общественной опасности. Обещание, что Уилсон по любому будет уволен с полицейской службы, положительного действия не возымело.
По Америке покатился эффект «снежного кома». В Сент-Луисе, пригородом которого является Фергюсон, протестующие на несколько часов заблокировали движение на центральных улицах, автотрассе и мосту через реку Миссисипи, соединяющем город со штатом Иллинойс. Полиция вынуждена была применить перцовый газ и задержать несколько человек. В городе то тут, то там появляются группы протестующих. Полиции приходится быть начеку. Продолжаются аресты демонстрантов.
В Нью-Йорке тысячи демонстрантов собрались на площади Таймс-сквер и прилегающих к ней улицах. Многие из них стояли с поднятыми руками и держали плакаты с надписью «Не стреляй!». Ранее во вторник протестующие на некоторое время перекрыли знаменитый Бруклинский мост, соединяющий два района Нью-Йорка - Манхэттен и Бруклин. Кроме того, один из демонстрантов был задержан после того, как облил красной краской главу полицейского управления НЙ Уильяма Брэттона. Полиция мегаполиса приведена в состояние повышенной готовности. Власти опасаются, что демонстранты могут попытаться перекрыть проходящий под Гудзоном автомобильный туннель, соединяющий Нью-Йорк с соседним штатом Нью-Джерси.
Масштабные демонстрации проходят также в Чикаго, Филадельфии, Атланте, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и других городах по всей стране. По данным полиции, волна протестов охватила в общей сложности 37 из 50 штатов.
По сообщению прессы, в Миннеаполисе в участников демонстрации, поддерживающих жителей Фергюсона, въехал автомобиль. Водитель сначала пробовал звуковым сигналом разогнать протестующих, блокировавших один из перекрестков, а затем двинулся вперёд, наехав на ноги одной из женщин. Машина, которую протестующие пытались остановить, покинула место происшествия.
В Вашингтоне акция протеста переросла в народное шествие. Несколько участников акции пытались устроить погром в здании супермаркета Walmart в районе, прилегающем к Капитолию. Колонна, следовавшая по улицам Вашингтона, остановилась у стен супермаркета. Люди начали стучать по стеклам. Затем несколько демонстрантов ворвались в здание, откуда их не без труда выгнала служба безопасности.
Что характерно, инцидент с чернокожим подростком из Сент-Луиса отнюдь не исключение в сегодняшней Америке. Браун был убит 9 августа, а 5 августа в Биверкрике (штат Огайо) полицейский застрелил 22-летнего афроамериканца, отца двух детей Джона Кроуфорда. 17 июля полицейские задушили негра Эрика Гарнера, отца шестерых детей. Это произошло не на глубоком Юге, а на Стейтен-Айленд, штат Нью-Йорк. Это только события минувшего лета. А в самом Нью-Йорке среди задержанных полицией в прошлом году четверть составляли молодые негры, хотя их по статистике проживает в «Большом яблоке» всего два процента от общего числа населения.
Так что это означает - в США опять наступила «ползучая сегрегация»? Можно подумать. Ещё в 60-х годах межрасовые браки были под официальным запретом, а у темнокожих девушек не принимали документы в высшие учебные заведения. Прошло-то всего 50 лет, ничтожный отрезок в масштабе истории.
Но в противовес можно сказать следующее. В современной Америке легче жить именно темнокожему меньшинству. Например, для них существует специальная квота при поступлении в вузы и колледжи. Белым же, пожалуйста, всё сдавать на общих основаниях. Если же нацменьшинство поступило, его даже при вопиющей неуспеваемости хрен отчислишь - сразу поднимется вопль общественности по поводу расизма. Ну, а потом таких выпускников не принимают на работу по причине низкой квалификации, и они пополняют армию безработных.
Собственно, и у нас было нечто подобное в советское время, когда выходцам с национальных окраин достаточно было не нахватать двоек на вступительных экзаменах. Но, что касается Америки, нас воспитывали на других примерах. В советской школе учили, что у США был классный президент, мега-популярный в народе Джон Кеннеди, покончивший с сегрегацией, за что его и убили. На деле же оказалось, что это имя произносится американским белым населением почти с ненавистью. Именно при Кеннеди чёрное меньшинство получило такие льготы и права, что белым и не снились. Развращение бездельем этого пласта населения происходит те самые полвека. Вот только один из печальных его итогов - последний масштабный кризис мировой экономики начался с обвала ипотечного рынка в США, когда темнокожие безработные понабрали ничем не обеспеченные кредиты на покупку домов.
Мы привыкли воспринимать Америку как огромный «плавильный котёл» (кстати, выражение это от Адольфа Шикльгрубера), где национальные различия и противоречия стираются, а на первом месте почётное звание «гражданин США». Как бы не так. И там причин для ненависти к соседу полно. Кое-кто из протестующих быстренько вспомнил, что полицейский Уилсон родом из Техаса, а, значит, расизм впитал с молоком матери. Сам же Даррен отстаивает своё право на защиту собственной жизни, особенно тогда, когда подозрительного вида подросток ломится в окно его патрульной машины (что установлено по записи с камер слежения).
Если же копать глубже, то перед нами предстанет печальный и, увы, закономерный финал восьмилетнего правления Обамы. Придя на волне популизма, проникнувшись своей миссией «первого чернокожего президента в истории Америки», он, по сути, ничего не сделал для своих соплеменников. И не потому, что не хотел, а потому что у них и так всё есть - в Америке давно появился целый класс профессиональных бездельников по национальному признаку. Их ещё и не всегда посадишь - в отличие от белого большинства... хотя в тюрьмах США сидит всё равно больше чёрных. Так что повод для обид и злости есть у каждой из сторон.
Когда кончатся эти беспорядки? Думаю, что скоро. Уговорят и задобрят. Вот только маргинальное население США в очередной раз убедилось в силе публичного протеста. Ох, и не завидую я Обаме... да и за ним идущему тоже.
Уже утром в воскресенье пришло сообщение, что стрелок Уилсон уволен из
рядов доблестной полиции по собственному желанию... президента Обамы. Но я что-то
не беспокоюсь за его трудоустройство. Будет ездить, типа Горбачёва по всему
миру, читать в университетах лекцию «Как я чуть было не сделал революцию в США».
Или напишет сценарий к голливудскому блокбастеру «Прости меня, Майки!».
Да мало ли интересных дел на свете...
Леонид Черток