Разработкой генплана по заказу мэрии занимался «НижегородгражданНИИпроект». При этом в техническое задание на проектирование не попали ни «Долгосрочная стратегия города», которой нет до сих пор, ни местные градостроительные нормы, взамен устаревших советских, которых также в Архангельске нет до сих пор. В итоге, генплан изобилует десятками спорных моментов, которые у местных экономистов и бизнесменов вызывают исключительно улыбку.
Напомним, что предыдущий генплан был выполнен в 1983 году институтом «Ленгипрогор», но в установленном порядке утвержден так и не был, вследствие чего и не реализован.
Новый план благоустройства должен быть окончательно реализован до 2025 года.
По словам главного архитектора города Евгения Бастрыкина необходимость внедрения нового проекта обусловлена новой градостроительной политикой. Иными словами. Директива сверху: «генплан должен быть!», иначе бы даже не пошевелились,
«Улицы должны выглядеть современно. В центральной части города много аварийных деревяшек, по проекту на таких улицах и проспектах как Космонавтов, Выучейского, Новгородский их быть не должно, потому, что они призваны стать основными транспортными артериями. Пока у нас к такому статусу можно причислить лишь центральные проспекты Троицкий и Ломоносова, которые зачастую бывают перегружены, поэтому необходимы дублирующие улицы», - рассказал ИА «RUSNORD» Евгений Бастрыкин.
Кроме этого по нынешнему генплану планируется восстановить в Архангельске трамвайное движение, так как без него весь городской транспорт малоэффективен - считают нижегородские разработчики. По словам Евгения Бастрыкина, трамвайные линии по генплану планируется пустить вдали от застроек, так как этот вид транспорта вызывает сильное шумовое воздействие, а около домов - только троллейбус.
Единственным достоинством предлагаемого на обсуждение Архангельской общественности генплана можно назвать запланированное строительство единой сети ливневой канализации, которая в Архангелське давным-давно не действует. Сейчас стоки дождевой воды поступают в водоемы без очистки напрямую через коллекторы. По словам Евгения Бастрыкина, для того, чтобы построить дождевую канализацию необходимо сначала создать очистные сооружения поверхностных вод, затем насосные станции и под конец магистральные сети для поверхностного отвода. При этом сроки реализации этиого проекта главный архитектор видит около 2025 года.
Кардинальных минусов новый генплан имеет, по подсчетам специалистов, не менее 15. И на их устранение может потребоваться от 1,5 месяцев до 1 года
Среди откровенно экономически утопичных предложений в генплане, в частности, указывается объектом перспективного строительства «Восточный район» - то есть массовое строительство жилого и коммерческого фонда «на болоте» за железной дорогой. Таким же «экономически странным» выглядит превращение острова Краснофлотский в развлекательный комплекс. Не понятно экономическое обоснование строительства моста на остров Бревенник, восстановление трамвайного движения, убранного из города несколько лет назад, «расселение» жителей на окраины без расширения транспортной инфраструктуры и многие другие вопросы.
Одним из важных противоречий генплана сегодняшним реалиям можно назвать отсутствие обоснования долгосрочного развития предложенной транспортной схемы, для уже захлебывающегося в пробках города. Так, планы развития архангельских дорог и парковок по «нижегородским прикидкам» вызвали серьезные нарекания Архангельского проектировщика «Автодорконсалтинг», многие годы занимающегося этой проблематикой.
на фото: фрагмент генплана с официального сайта мэрии Архангельска