Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Полет к свободе…

− Начнем с того, что здание ангара уникальное. Инженер, разработавший его проект неизвестен. Хотя это была типичная инженерная конструкция 1920-х годов ангара для гидросамолетов. Забавные крылышки, вырезанные над входом, – это красивая эмблема гидроавиации, которую мы взяли в качестве логотипа «АртАнгара». - Неужели совсем ничего не известно об истории строительства этого здания? - В музее никакой информации нет, а мои поиски в питерском военно-морском архиве не увенчалось успехом, т.к. информация по лагерям у них вообще не проходит. Видимо, она хранится в других архивах, возможно, засекреченных. Зато в ходе этих поисков мы нашли удивительную заметку в газете «Известия» от 1926 года: «2 ноября по телефону от нашего корреспондента начальник Соловецкий воздухостанции товарищ Лев КОВАЛЕВСКИЙ вылетел со вторым пилотом из Ленинграда, они прибыли в Петрозаводск, завтра отправятся далее на Соловки». То есть на Соловках они должны были быть 3 ноября 1926 года, и дальше идет такая фраза «Это был первый перелет на Крайний Север». Забавно, что первый перелет случился именно сюда! - Речь идет о том самом знаменитом летчике Льве Ковалевском? За что же его так наказали? - Да, здесь работал тот самый Ковалевский. Не знаю, за что его так покарали, но, понятно, что наказать можно было за все, что угодно. - То есть он не просто так здесь работал? - В то время была целая серия так называемых опальных пилотов. Но опять – таки, за что они были опальными, этого никто не пишет. В общем–то, это и не важно. Самое главное, что этих пилотов никогда подолгу не держали на одном месте, их постоянно переводили. По крайней мере, по тем данным, которые нам удалось узнать, Лев Ковалевский в 1926 году прибыл на Соловки, а 1930 году его переводят в УХТПЕЧЛАГ, где через два года он умирает в пурге, не справившись с управлением. - Почему так получилось? Он же был очень опытным летчиком? ─ Все эти гидропланы, были довольно тяжелы в управлении руля. В массовое производство их не пустили, «Григорович АН-24» было сделано всего лишь 60 самолетов. Использовались они для нужд гражданской авиации либо в лагерях. - Где сейчас самолет, который был в «Арт Ангаре»? ─ Самолет улетел отсюда в 1937 году, дальнейшую его судьбу это невозможно отследить. Потому что «Григорович АН-24» исполнялся из ясеня и перкаля, а это дерево и ткань, когда это все выходит из строя и устаревает - используется на дрова. - Насколько мне известно, дух свободы всегда царил в ангаре, ведь именно при помощи самолета и произошел один из немногих побегов из Соловецкого лагеря особого назначения? ─ Да, эта история описана в книге воспоминаний Бориса Ширяева «Неугасимая лампада» *(1). Это был 1927 год – осень. Группа морских офицеров тщательно планировала побег. Самым удобным временем для побега была поздняя осень, потому что именно осенью над морем стелются густые туманы. Под их покровами беглецы могли укрыться от катеров погони, а главное, от зорких глаз самолета. Чтобы бежать море, нужно было захватить самое быстроходное судно, в лагере это был глиссер*(2). Им это удалось сделать. Глиссер они заполучили, единственное, что могло их остановить, это был тот самый гидроплан, который при побегах поднимался в воздух и выслеживал беглецов. Так вот, офицеры смогли договориться с механиком Силиным, который работал механиком в ангаре и следил за техническим состоянием гидроплана. Понятно, что Силин*(3) - это лагерная фамилия, скорее всего, это был совершенно другой человек. Так вот, Силин не имел права ничего разбирать, ничего подливать и заливать в гидроплан без приказа пилота *(4). Но механик, чтобы помочь беглецам, разобрал двигатель и, когда утром на проверке обнаружилась пропажа семи морских офицеров, на причале не оказалось глиссера... Единственный, кто мог их остановить – гидроплан - в небо так и не поднялся. Взлет самолета в воздух невозможно было осуществить, поскольку двигатель был разобран… Понятно, что человек, совершивший это, шел на верную гибель, и понятно, что, скорее всего, стало с механиком Силиным. А дальше история в разных источниках описывается по-разному. У Ширяева говорится, что если бы беглецы достигли Кемского берега, а до финской границы в то время было очень близко, то это была бы сенсация, и об этом бы писали все зарубежные СМИ. Но Ширяев утверждает, что этого не произошло. Октябрь-ноябрь месяц - это время шуги на Белом море, т.е. это такой мелкий, подвижный лед*(5). Такой подвижный лед запросто может зажать маленький быстроходный катер, а это верная смерть, т.к. выжить в таких условиях очень сложно. По версии Ширяева, в шуге они как раз и погибли. В воспоминаниях Голицына, наоборот говорится, что беглецы достигли карельских берегов, пересекли границы, и об этом писали все СМИ. Сейчас можно только гадать. Факт тот, что ангар и гидроплан принимали участие в попытке побега. Непонятно, какой был исход, но все-таки они внесли свою лепту в историю освобождения людей. ССЫЛКИ: *(1) Ширяев Борис Николаевич – литератор, педагог. В Соловках -1923-1927гг. Во время Второй мировой войны, пройдя через лагеря для перемещенных лиц, оказался в Италии. В 1954 году в Нью-Йорке вышла его книга «Неугасимая лампада». *(2) глиссер – моторный катер с воздушным винтом, развивающий скорость вдвое большую, чем обычные катера. *(3) «Силин – загадочный человек – таких немало было тогда на Соловках. Лицо мало кому известное, инвалид, хромавший на обе ноги. Он помещался при ангаре под строгим контролем охраны, имел большой срок. Появляясь иногда в Кремле, он мало с кем разговаривал, брал понемногу книг в библиотеке, закупал продукты в закрытом магазине и уходил. Начальство, видимо, им дорожило и даже платило за работу какое-то жалованье. Позже говорили, что это оказался известный морской летчик, носивший прежде другую фамилию». (из воспоминаний Б. Ширяева). *(4) «Сам летчик уходом за машиной не занимался, называя ее не иначе, как гробом, чего этот аппарат времен первой великой войны вполне заслуживал. Кажется, в авиационной механике сам летчик был слаб, но, поднимаясь в воздух даже в пьяном виде, летал смело и искусно». (из воспоминаний Б. Ширяева). * (5) «Море замерзает не сразу. Сначала по нему идут отдельные мелкие льдинки. Потом они скапливаются массами и ползут, подгоняемые ветром и течением. Это и есть шуга. Не только лодки, но и промысловые шхуны, попав в нее, не могут вырваться. Летопись сохранила предание о монахах рыболовах, занесенных шугою на Новую Землю, где они прожили робинзонами десять лет, пока их не спас норвежский китобой». (из воспоминаний Б. Ширяева). СТАТИСТИКА: В 1927 году совершено 188 побегов из материкового лагеря и 12 с островов, без учета возвращенных в первые 7 суток, задержано 145 человек, в том числе 28 убито при преследовании. Ольга МИГУНОВА На фото - летчик Лев КОВАЛЕВСКИЙ
 
 
 
Как найти самый оптимальный вариант для минимизации затрат на приобретение билетов? Ответ на данный вопрос есть. Вашему вниманию представлены отзывы и авиабилеты без пересадок, которые помогут Вам сэкономит денежные средства. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте

ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Декабрь 2019 (103)
Ноябрь 2019 (256)
Октябрь 2019 (292)
Сентябрь 2019 (269)
Август 2019 (241)
Июль 2019 (251)



Деньги


все материалы
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20