Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

«Дорогие товарищи», или метания Юлии. О российском номинанте на «Оскар»

«Дорогие товарищи» от Андрона Кончаловского включены в шорт-лист кинопремии «Оскар»-2021 (номинация «Лучший фильм на иностранном языке»). Крайний фильм брата Никиты Михалкова собрал очень слабую кассу (одна из главных причин – коронавирусные ограничения) и в целом положительные отзывы кинокритиков.

Но есть и альтернативное мнение о его художественных достоинствах. С ним мы вас и хотим познакомить, тем более что согласны по основным позициям:

 

- Можно ли через страдания и боль одного человека передать масштаб трагедии сотен и тысяч людей? В искусстве такой приём используется часто. К примеру, «Доктор Живаго» или «Судьба человека». Для достижения этого необходима сопричастность зрителя с героями картины. Мы должны им сопереживать и сопоставлять себя с ним – это важнейшее условие. Достигается это множеством художественных приемов – сценарием, режиссурой, актерской игрой, драматургией... Зритель должен понимать мотивацию главных героев. Их образ должен быть целостным. Если этого не удаётся, то всё рушится. Магия кино перестаёт действовать и фильм на экране превращается в аттракцион сменяющихся картинок.

Печально, но в фильме «Дорогие товарищи» не выстраивается целостный образ Людмилы Сёминой, а Юлия Высоцкая продолжает оставаться Юлией Высоцкой в одежде Сёминой. Вместо образа главной героини картины нам преподносят типаж горкомовской чиновницы.

Тут отмечу, что хорошо прописанные типажи тоже работают. Но в определенных случаях. К примеру, комедийный сериал «Воронины». Все герои - сплошные типажи, которые в юмористической форме высмеивают обычные человеческие недостатки. Все они, в той или иной мере, присущи всем, или напоминают нам кого-либо. Мы со стороны смотрим на ситуации, в которые попадают герои и это вызывает улыбку.

Но такой подход не работает в драме. В серьёзном кино, претендующим на категорию «авторское».

 В Новочеркасске произошла самая настоящая трагедия. Но как это подано? Не выстроена психоэмоциональная связь матери и дочки. Поэтому, когда дочь пропадает, а Юлия начинает истерично метаться нас это не особо и волнует. В типаж горкомовской работницы не вписана важнейшая страница её взаимоотношений с дочерью.

С одной стороны, мы понимаем, что мать должна беспокоиться за дочь как любой родитель за своего ребёнка. Но вот художественно в фильме это никак не передано и не закреплено. И именно из-за этого сыплется вся концепция фильма. Трагедия перестает быть таковой.

На экране мы видим, как расстреливают людей, но в фильме нет к этому сопричастности, поэтому не возникает сочувствия. Кегебэшник помогает Юлии в поисках дочери. Почему? Зачем? В чём его мотивация? Возможно, что Юлия ему симпатична и таким образом он хочет добиться её расположения. Или он совестливый человек и понимает всю несправедливость происходящего. Нам остается только догадываться. Его мотивация никак не передана. Дескать, помогает и ладно.  

И как бы не играл актер Андрей Гусев, он не может передать то, чего нет на уровне режиссуры. Единственное, что держит до конца фильма – интрига – останется дочь жива или нет. Жива – уф, выдохнули с облегчением. Убита – печально, но ожидаемо.

А как же другие жертвы? А они в типаж Юлии не вписываются. На зарытую неизвестную девочку с дырявым носочком плевать и главным героям, и зрителям. Точно также мы безучастно взираем и на другие жертвы, которые прошли в картине кровавым реквизитом к Юлиным метаниям. Если эти жертвы неинтересны сценаристам и режиссёру до такой степени, что они не удосужились передать трагедию людей потерявших своих близких, то почему зрители должны им сопереживать? А если не должны, то к чему эти сцены показаны в художественной картине?

Если не прописаны внятно мотивации героев, то как зрители смогут ощутить сопричастность с теми событиями? За весь фильм главная героиня никак не меняется. А ведь это главное – как меняется человек под воздействием обстоятельств. Это прекраснейше передано в фильме «Судьба человека». Весь фильм поэтапно раскрывает нам образ главного героя. Как внешние, тиранические обстоятельства воздействую на него.

И всё это ради самого главного решения в его жизни, когда он признается беспризорнику, что он его отец, тем самым решая усыновить совершенно незнакомого ему ребёнка. К кульминационному моменту всего фильма мы подходим вместе с главным героем, мы ему сопереживаем, его мотивации нам абсолютно понятны и его решение это и наше решение. А разве могло быть иначе? Поэтому в этот самый момент сжимается сердце и слёзы из глаз. А ведь финал тот, можно сказать, счастливый. Но… мы плачем и не от жалости, а от счастья – сильнейшие эмоции, переданные зрителям посредством высочайшего искусства кино.

Всего этого фильм Кончаловского начисто лишен, выхолощен, кастрирован и обезжирен. Может еда и полезная, но безвкусная. Мы видим на экране только метания истеричной Юлии, так и не сыгравшей, и не ставшей Людмилой Сёминой.

Фильм очень слабый.

Единственный образ, который в фильме хорошо прописан, сыгран и передан - это дед. Его мотивация понятна. Но как только мы проникаемся к нему сочувствием, его тут же отодвигают на второй план и эта единственная тонкая ниточка связи картины со зрителями тут же рвётся. А ведь фильм мог бы стать намного лучше, если перестать следить за метаниями Юлии, сделать её героем второго плана, а главными героями сделать деда и его взаимоотношения с внучкой.

И пока Юля толкает речи в горкоме, именно дед ищет свою внучку.

 

Алексей Шашков, северодвинский (ныне питерский) журналист.  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (194)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20