Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Страсти по дальнобою. «Платон» нам друг, но…

 

То, что выражения народного недовольства не за горами, давно весело в воздухе. Прогнозировалось, что первыми головы поднимут те, кого в тучные нефтяные годы власть облагодетельствовала национальными проектами, а теперь урезает – учителя, врачи. И то, нет ничего хуже, чем дать, приучить не экономить на ерунде, а потом отнять.

Слов нет, профессии значимые, уважаемые в обществе, в российских специфических условиях туда идут настоящие подвижники. Но, как ни крути, это интеллигенция, а не пролетариат с булыжником и не освобождённое крестьянство с косой. Вспомните, сколько нервов попортили президенту Ельцину шахтёры на Горбатом мостике супротив Белого дома. Один журналист попытался укорить их в отсутствии мужской чести, мол, не клянчить надо, а крутится, так его чуть не порвали прямо в телеэфире. Да и не порвали только потому, что побрезговали… незадолго до этого он же публично признался в нетрадиционной сексуальной ориентации.

Так вот, на этот раз взбунтовались дальнобойщики. Те парни, о которых в Соединённых Штатах сняты десятки художественных фильмов. Самый известный – один из лидеров советского проката конца 70-х «Конвой» режиссёра Сэма Пекинпа с Крисом Кристофферсоном. Колонна мощных грузовиков буквально ставит на уши несколько штатов, протестуя против коррупции и беззакония. Посмотрев тогда я подумал – надо же, у них в банды сбиваются не только по территориальному, но и по профессиональному признаку. Думаю, не один я так подумал.

Потом, будучи в Штатах, я за ними наблюдал в разных придорожных заведениях. Действительно, особый клан со своими обычаями, подколками и сленгом. Друг за друга пасть порвут и не только полиции. Практически живут в своих траках, превратив кабину в упакованный мини-отель. Подъезжая перекусить, никогда не глушат моторов, так я и не понял, шик это, или производственная необходимость. Друг к другу относятся, как к брату (даже к сёстрам). Важный элемент национальной экономики – по статистике каждый год траки перевозят по стране почти 10 миллиардов тонн продукции общей стоимостью более 9 трлн. долларов.

Соответственно и зарабатывают. Короче, рабочая элита. Стоп, рабочая ли? Как я понял, подавляющее большинство дальнобойщиков в Америке относится к категории частных предпринимателей. Мы, конечно, ориентируемся по нашему популярному сериалу «Дальнобойщики», романтизировавшему эту профессию донЕльзя, где огромные машины являются собственностью автобазы. Ну, так и начали снимать эту производственную комедию 15 лет назад при совсем других экономических условиях.

То есть, за баранками большегрузов теперь сидят представители не пролетариата, а капитала, пусть и маленького. Несколько лет назад я лежал в одной больничной палате с представителем этой славной профессии, так он представлялся не «водилой», а предпринимателем. Существенная разница, между прочим, одно дело, когда ты пашешь на хозяина, и совсем другое, когда на свой карман, при этом не хочешь делиться.

Мы здесь похожи с Америкой. В смысле больших расстояний, когда товар приходится гонять из точки в точку за тысячи километров. Пока доедешь, не одну региональную границу пересечёшь. В том-то и дело…

Дальнобойщики возмутились введением системы «Платон». Для оплаты проезда с её помощью водитель должен зарегистрироваться на специальном сайте и перед рейсом пополнить счёт в личном кабинете, согласовав маршрут движения грузовика с компанией «РТ-инвест транспортные системы». А в ней изначально заложена какая-то лажа. Например, между Тюменью и Москвой, согласно карте, не 2,5 тысячи километров, а 11,7 тысячи. В итоге деньги кончаются, когда водитель ещё не доехал до Екатеринбурга. А бывает так, что «Платоша» по неизвестным причинам просто списывает деньги со счета ещё до выезда.

Сама же система запущена и обслуживается госкорпорацией «Ростех», которую связывают со всякими громкими «миллиардерскими» фамилиями, из которых становится понятно, за какие заслуги в мире спорта им подвалила такая лафа.

А теперь по существу. Брать деньги с дальнобоев (свыше 12 тонн) стали не из-за скверного характера, а из-за того, что они разбивают дороги. На что (или кому) они пойдут, совсем другой разговор. Много ли берут - сейчас стоимость проезда по федеральным дорогам для большегрузов составляет 1,53 рубля за 1 км пути, 1 марта 2016 года тариф будет составлять 3,06 рубля за 1 км пути плюс система штрафов – тоже отдельная тема. То, что фуры с товаром часами стоят на контрольных пунктах, полнейшее безобразие, с которым надо бороться. Но сама постановка вопроса мне кажется вполне справедливой – если вы зарабатываете на том, что в итоге создаст другим неудобство, извольте отстегнуть.

К чести дальнобойщиков, они подняли вполне официальный шум, а не применили старинную схему – втихаря включить новый налог в конечную стоимость доставленного товара, это уже похоже на гражданскую сознательность. Особенно актуальны большегрузные перевозки на юге России, особенно во фруктово-овощной сезон. А для некоторых особо лихих республик Северного Кавказа это, чуть ли, не единственный вид легального заработка, которым настоящему джигиту не стыдно заниматься. Дотации из федерального центра не в счёт.

То есть, получается, что идея с налогом правильная, но исполнение её, как обычно бывает, безобразное. Поправимо? Возможно. Если бы не один ненормальный из Госдумы по фамилии Фёдоров. Да-да, тот самый больной на голову единоросс, который обвинял Виктора Цоя в продажности Госдепу и много ещё всякого требовал запретить, заклеймить, посадить, вырвать с корнем. Иногда мне кажется, что эту придурь держат во фракции исключительно для того, чтобы с его помощью проверять гражданское общество России на терпимость к идиотизмам. Тот же питерский неофит Милонов, только федерального значения. Иначе, с чего этого фанатика-конспиролога постоянно зовут в телестудию и не брезгуют жать ему руку.

На этот раз пламенный патриот на фоне карты России обвинил водителей-дальнобойщиков в подкупе со стороны американцев и объявил их «воинами Навального», о существовании которого процентов 90 «рыцарей дорог» даже не подозревала – сфера не их интересов. Однако подал идею – вы, водилы с большой дороги, являетесь серьёзной политической силой, и вас нужно бояться. Ещё рассказал бы о непоследней роли чилийских дальнобойщиков в свержении президента Альенды, уж очень тем парням не понравился принцип социалистического равенства. Воистину, собственный дурень-болтун хуже шпиона будет. Повторюсь, водители наших большегрузов ещё не определились с социальной ориентацией, буржуазная жадность до сих борется в них с пролетарской гордостью.

В этом мире простых решений и однозначных оценок практически не бывает.

 

Леонид Черток




За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (200)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20