То, что выражения народного недовольства не за горами, давно весело в воздухе. Прогнозировалось, что первыми головы поднимут те, кого в тучные нефтяные годы власть облагодетельствовала национальными проектами, а теперь урезает – учителя, врачи. И то, нет ничего хуже, чем дать, приучить не экономить на ерунде, а потом отнять.
Слов нет, профессии значимые, уважаемые в обществе, в российских специфических условиях туда идут настоящие подвижники. Но, как ни крути, это интеллигенция, а не пролетариат с булыжником и не освобождённое крестьянство с косой. Вспомните, сколько нервов попортили президенту Ельцину шахтёры на Горбатом мостике супротив Белого дома. Один журналист попытался укорить их в отсутствии мужской чести, мол, не клянчить надо, а крутится, так его чуть не порвали прямо в телеэфире. Да и не порвали только потому, что побрезговали… незадолго до этого он же публично признался в нетрадиционной сексуальной ориентации.
Так вот, на этот раз взбунтовались дальнобойщики. Те парни, о которых в Соединённых Штатах сняты десятки художественных фильмов. Самый известный – один из лидеров советского проката конца 70-х «Конвой» режиссёра Сэма Пекинпа с Крисом Кристофферсоном. Колонна мощных грузовиков буквально ставит на уши несколько штатов, протестуя против коррупции и беззакония. Посмотрев тогда я подумал – надо же, у них в банды сбиваются не только по территориальному, но и по профессиональному признаку. Думаю, не один я так подумал.
Потом, будучи в Штатах, я за ними наблюдал в разных придорожных заведениях. Действительно, особый клан со своими обычаями, подколками и сленгом. Друг за друга пасть порвут и не только полиции. Практически живут в своих траках, превратив кабину в упакованный мини-отель. Подъезжая перекусить, никогда не глушат моторов, так я и не понял, шик это, или производственная необходимость. Друг к другу относятся, как к брату (даже к сёстрам). Важный элемент национальной экономики – по статистике каждый год траки перевозят по стране почти 10 миллиардов тонн продукции общей стоимостью более 9 трлн. долларов.
Соответственно и зарабатывают. Короче, рабочая элита. Стоп, рабочая ли? Как я понял, подавляющее большинство дальнобойщиков в Америке относится к категории частных предпринимателей. Мы, конечно, ориентируемся по нашему популярному сериалу «Дальнобойщики», романтизировавшему эту профессию донЕльзя, где огромные машины являются собственностью автобазы. Ну, так и начали снимать эту производственную комедию 15 лет назад при совсем других экономических условиях.
То есть, за баранками большегрузов теперь сидят представители не пролетариата, а капитала, пусть и маленького. Несколько лет назад я лежал в одной больничной палате с представителем этой славной профессии, так он представлялся не «водилой», а предпринимателем. Существенная разница, между прочим, одно дело, когда ты пашешь на хозяина, и совсем другое, когда на свой карман, при этом не хочешь делиться.
Мы здесь похожи с Америкой. В смысле больших расстояний, когда товар приходится гонять из точки в точку за тысячи километров. Пока доедешь, не одну региональную границу пересечёшь. В том-то и дело…
Дальнобойщики возмутились введением системы «Платон». Для оплаты проезда с её помощью водитель должен зарегистрироваться на специальном сайте и перед рейсом пополнить счёт в личном кабинете, согласовав маршрут движения грузовика с компанией «РТ-инвест транспортные системы». А в ней изначально заложена какая-то лажа. Например, между Тюменью и Москвой, согласно карте, не 2,5 тысячи километров, а 11,7 тысячи. В итоге деньги кончаются, когда водитель ещё не доехал до Екатеринбурга. А бывает так, что «Платоша» по неизвестным причинам просто списывает деньги со счета ещё до выезда.
Сама же система запущена и обслуживается госкорпорацией «Ростех», которую связывают со всякими громкими «миллиардерскими» фамилиями, из которых становится понятно, за какие заслуги в мире спорта им подвалила такая лафа.
А теперь по существу. Брать деньги с дальнобоев (свыше 12 тонн) стали не из-за скверного характера, а из-за того, что они разбивают дороги. На что (или кому) они пойдут, совсем другой разговор. Много ли берут - сейчас стоимость проезда по федеральным дорогам для большегрузов составляет 1,53 рубля за 1 км пути, 1 марта 2016 года тариф будет составлять 3,06 рубля за 1 км пути плюс система штрафов – тоже отдельная тема. То, что фуры с товаром часами стоят на контрольных пунктах, полнейшее безобразие, с которым надо бороться. Но сама постановка вопроса мне кажется вполне справедливой – если вы зарабатываете на том, что в итоге создаст другим неудобство, извольте отстегнуть.
К чести дальнобойщиков, они подняли вполне официальный шум, а не применили старинную схему – втихаря включить новый налог в конечную стоимость доставленного товара, это уже похоже на гражданскую сознательность. Особенно актуальны большегрузные перевозки на юге России, особенно во фруктово-овощной сезон. А для некоторых особо лихих республик Северного Кавказа это, чуть ли, не единственный вид легального заработка, которым настоящему джигиту не стыдно заниматься. Дотации из федерального центра не в счёт.
То есть, получается, что идея с налогом правильная, но исполнение её, как обычно бывает, безобразное. Поправимо? Возможно. Если бы не один ненормальный из Госдумы по фамилии Фёдоров. Да-да, тот самый больной на голову единоросс, который обвинял Виктора Цоя в продажности Госдепу и много ещё всякого требовал запретить, заклеймить, посадить, вырвать с корнем. Иногда мне кажется, что эту придурь держат во фракции исключительно для того, чтобы с его помощью проверять гражданское общество России на терпимость к идиотизмам. Тот же питерский неофит Милонов, только федерального значения. Иначе, с чего этого фанатика-конспиролога постоянно зовут в телестудию и не брезгуют жать ему руку.
На этот раз пламенный патриот на фоне карты России обвинил водителей-дальнобойщиков в подкупе со стороны американцев и объявил их «воинами Навального», о существовании которого процентов 90 «рыцарей дорог» даже не подозревала – сфера не их интересов. Однако подал идею – вы, водилы с большой дороги, являетесь серьёзной политической силой, и вас нужно бояться. Ещё рассказал бы о непоследней роли чилийских дальнобойщиков в свержении президента Альенды, уж очень тем парням не понравился принцип социалистического равенства. Воистину, собственный дурень-болтун хуже шпиона будет. Повторюсь, водители наших большегрузов ещё не определились с социальной ориентацией, буржуазная жадность до сих борется в них с пролетарской гордостью.
В этом мире простых решений и однозначных оценок практически не бывает.
Леонид Черток