Самым обсуждаемым событием минувшей недели стало заседание Комиссии по топонимике и случившийся на нём скандал по поводу установки в Архангельске бюста Сталина. Того самого, что в долг сделали. По народным приметам это означает – не будет бронзовому идолу счастья. Да и с чего?
Честно говоря, я не понимаю прекраснодушия наших властей. Ведь ясно, что
фигура Сталина становится тем яблочком раздора, которого только и не хватало
нашему и без того разношёрстному обществу. Посмотрите, что творилось на
слушаниях в мэрии: пожилые люди чуть не в бой бросались, маленькая модель
Гражданской войны, только без оружия. Понятно, что виноваты в этом те, кто
правил страной в 90-е, кому не хватило политической воли поставить усатого
деспота вне закона, когда ситуация этому более чем благоприятствова
Конечно, в отношении каждого к фигуре Сталина есть личная составляющая, и от этого не уйти. Я не знаю биографию семьи архангельского профессора Юрия Барашкова, назвавшего сталинистов «идиотами». Что могло толкнуть интеллигентного человека на столь резкое заявление? По-моему, только внутренняя боль, а ещё ужас от предвидения – что будет, если власть в стране захватят последователи этого «любителя острой кавказской кухни» (кажется, так его Ленин характеризовал).
А вот прямое признание театрального режиссёра Виктора Панова - Я однозначно против и иначе как мерзостью всю эту заваруху с памятником тирану назвать не могу. Сталин репрессировал моего деда. Из-за Сталина моя мать не смогла получить образование выше восьми классов. … Если случится невозможное и памятник Сталину будет поставлен, то я самолично снесу его, пускай даже мне придется сесть за это в тюрьму. Для него допустить установку памятника Сталину в родном городе – это предать память деда, память матери. Да, есть и такие, кто простил кремлёвскому горцу изломанную жизнь своих родственников. Но пусть это останется на их совести… такую позицию я не могу ни понять, ни принять. У меня перед глазами всегда будет стоять родной дедушка, сошедший с ума от страха в 37-м в ожидании скорого ареста.
Кто в данной ситуации оказался между Сциллой и Харибдой, так это
представители муниципальной власти, которым приходится быть аккуратными в
формулировках. Уж сколько вылилось на голову руководителя аппарата
архангельской мэрии Сергея Ковалёва. Только за слова - никто не умаляет
значимости Иосифа Виссарионовича Сталина, его заслуги в восстановлении
народного хозяйства, в Победе в Великой Отечественной войне. У каждого своя
правда в этом плане – кое-кто поспешил его записать в ярые сталинисты,
припомнив председательство
А ведь наших сталинистов, этих громкоголосых Афанасьевых-Позд
Я тут прочитал про динамику роста сталинской популярности. В 90-е она была практически на нуле - кумир анпиловских маргиналов, даже КПРФ открещивалась. Пик роста пришёлся на 2005-2006… пока не стало ясно – никакого возрождения не предвидится, по крайней мере, в части лозунгов и экономики. И вот опять полезло.
Меня напрягает вот что. Если в 80-х на волне гласности народ, прочитав очередной выпуск журнала «Огонёк», только хлопал себя ушами по щекам и голосил: «Какой кошмар, мы же ничего не знали!», - то теперь все всё знают. И всё равно готовы принять именно этот стиль руководства страной – через страх и мобилизацию. Наивные, они полагают, что при новом Сталине первыми в ГУЛАГ отправятся коррупционеры. Первыми в концлагеря всегда идут политические противники правящего режима, их наиболее активная часть. То есть, за Навальным и Шендеровичем валить лес отправятся коммунисты (под радостное улюлюканье лдпровцев), если, конечно, вовремя не мимикрируют.
Впрочем, когда я смотрю на фотографию группы поддержки Сталина из Архангельска, сердце моё наполняется жалостью к этим людям. Те ещё «бойцы», пошумят и завянут.
Ещё одна обсуждаемая в интернете тема – в областной столице готовится к выходу новое печатное издание с хорошо знакомым старым названием «Газета «Правда Севера». Подобная ситуация была не раз, когда творческий коллектив того или иного издания разделялся на две враждующие группировки: менее сильная часть покидала редакцию и создавала нечто своё под похожим названием. Для Архангельска это в новинку, а для Москвы привычно.
ГПС возникает не на голом месте, а на базе газеты «Архангельск», которая просто тихо исчезнет. Зачем это надо? Судя по всему, у старейшей в области ежедневки более высокий читательский рейтинг. И возглавит её всё та же Светлана Лойченко. У нового издания разве что появятся районные вкладки, как раньше и задумывалось. Короче, чисто маркетинговый ход со стороны областного правительства.
Но и старая ПС (без приставки «газета») не дремлет. По имеющийся у меня информации, редакция Удалкина готовит выпуск 64-страничной печатной версии. Уж и не знаю – еженедельник это будет, ежемесячник или ежегодник. Одно ясно – медиахозяин доброй половины Архангельска Яков Попаренко начал затяжную позиционную войну за информационное влияние. Сам он, говорят, пока в городе не появляется, Евгений Евгеньевич к нему в Москву на доклад ездит. В то же время, старая ПС такой ценник на агитационную рекламу к выборам выставила, что в штабах кандидатов только присвистывают да вопрошают – а вы себя с New York Times не перепутали?