Устинов возвращает свое влияние на прокуратуру
Следственный комитет (СК) при прокуратуре РФ, согласно закону о нем, начнет работу 6 сентября, однако пока в его штате состоит лишь председатель СК -- однокурсник президента по Ленинградскому госуниверситету Александр Бастрыкин, утвержденный Советом федерации полтора месяца назад. На прошлой неделе президент Путин подписал указ, согласно которому председатель СК будет иметь 12 заместителей, в том числе одного первого зама и заместителя--руководителя военного следственного управления. Предполагается, что у господина Бастрыкина, как и у генпрокурора Юрия Чайки, будет семь замов в округах, и пять в центральном аппарате СК. В частности, один из заместителей председателя СК будет ведать кадровыми вопросами и руководить приемом на работу 16 656 человек -- именно такая штатная численность СК определена указом Владимира Путина.
Согласно законодательству, замов господина Бастрыкина будет назначать по его представлению президент РФ, а это значит, что кандидаты на эти должности будут согласовываться в администрации президента. По сведениям Ъ, на днях такое согласование прошла директор департамента госслужбы и кадров Минюста 52-летняя Валентина Полякова, которую с господином Бастрыкиным роднит то, что оба ни дня не работали ни следователями, ни прокурорами, надзирающими за предварительным следствием.
Впрочем, пишет «КоммерсантЪ», если для Александра Бастрыкина вопросы уголовного преследования всегда представляли серьезный научный интерес (работая директором Института прокуратуры СССР, он написал об этом десятки научных работ), то его предполагаемый заместитель Валентина Полякова -- профессиональный прокурорский кадровик, сделавший карьеру в управлении кадров Генпрокуратуры на Большой Дмитровке.
Сотрудники Генпрокуратуры отмечают ее отличительную черту: "Очень быстро улавливает настроение и мысли начальства и аккуратно претворяет их в жизнь". Управление кадров Генпрокуратуры госпожа Полякова возглавила еще при генпрокуроре Юрии Скуратове, однако членом команды последнего так и не стала. Зато при генпрокуроре Владимире Устинове влияние главного кадровика Поляковой резко усилилось, и именно при нем она дослужилась до генерал-лейтенанта. Валентина Полякова активно помогала выкорчевывать из прокуратуры сотрудников, впавших в немилость при генпрокуроре Устинове. Она, в частности, подписывала увольнительные документы на первого заместителя прокурора Москвы Юрия Синельщикова, написавшего президенту РФ открытое письмо о том, какие опасности таит безжалостная к профессионалам кадровая политика Владимира Устинова. Госпожа Полякова также посодействовала изгнанию из органов прокуратуры Ивана Сыдорука, возглавлявшего прокуратуру Московской области (при генпрокуроре Юрии Чайке он вернулся и стал замгенпрокурора по Южному федеральному округу). Впрочем, следует отметить, что сама она никогда не проявляла инициативу, послушно исполняя указания самого господина Устинова и его первого зама, курирующего кадровые вопросы и следствие, Юрия Бирюкова.
Летом прошлого года Владимир Устинов вынужденно ушел из Генпрокуратуры (следователи говорят, что причиной его отставки было исходящее от его родственника замглавы президентской администрации Игоря Сечина указание провести общенадзорную проверку "Газпрома") и забрал с собой Валентину Полякову в Минюст. Там она также возглавила кадровый департамент. Под ее руководством Генпрокуратура и Минюст летом прошлого года в массовом порядке поменялись кадрами: Юрий Чайка забирал "своих" в прокуратуру, а оттуда люди Владимира Устинова шли в его новую вотчину -- Минюст. Примечательно, что господин Устинов, резко критикуя на посту генпрокурора идею выделения из прокуратуры следственного комитета, стал неожиданно ее сторонником на посту министра юстиции. Говорят, что эта метаморфоза с ним произошла после того, как его самого стали прочить в председатели СК -- не прокурорского, а общего следственного комитета страны (планируется, что он объединит следствие МВД, прокуратуры и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков), создание которого ожидается в следующем году. Не случайно в президентском указе об СК сказано, что контракты со следователями прокуратуры, переходящими в комитет, следует заключать только на год. Сейчас же, на первом этапе, когда следственный комитет выделяется из прокуратуры, группа Игоря Сечина, очевидным представителем которой является господин Устинов, хотела бы видеть своих людей на ключевых постах в руководстве прокурорского СК. По сведениям Ъ, одним из них является бывший начальник управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры Владимир Лысейко, которого прочили в заместители председателя СК. Однако, по некоторым сведениям, его кандидатура была отвергнута из-за того, что по его указанию следователем было прекращено скандальное дело о контрабанде мебели, поставляемой в торговый центр "Три кита" (его расследование возобновили по инициативе Владимира Путина). Назначение же Валентины Поляковой -- вопрос уже в целом решенный.
Получить комментарии у самой госпожи Поляковой вчера не удалось: в ее приемной Ъ сообщили, что она в отпуске до 15 августа, а исполняющий ее обязанности замдиректора департамента госслужбы и кадров Минюста Александр Майшук на вопрос о предполагаемом новом месте работы госпожи Поляковой ответил: "Без комментариев".