В письме, подписанном председателем Совета Еленой Ботовой, утверждается: «В случае подобной или даже меньшей по масштабам аварии, при транспортировке нефти в северных морях последствия будут намного страшнее. Холодные воды морей Северного Ледовитого океана имеют гораздо меньшую способность к самоочищению, чем теплый Керченский залив, а береговая полоса с многочисленными лайдами делает совершенно невозможным сбор нефти на берегу». Экологи призвали губернатора НАО найти политическое мужество и мудрость, чтобы отказаться от опасных планов строительства нефтяного терминала в Индиге.
Поводом для обращения послужило заявление действующего губернатора Валерия Потапенко, сделанное им по итогам недавней конференции в Тромсе. По словам Валерия Николаевича, Индига станет базовым портом для транспортировки нефтепродуктов, а впоследствии и других грузов самого широкого назначения.
Экологические последствия катастрофы в Черном море весьма значительны и могут быть ликвидированы не раньше чем через 5 лет. На сегодняшний день нефтяное загрязнение уничтожило места зимовок и стоянок перелетных птиц, в том числе редких и исчезающих видов. Нефтепродукты, оставшиеся в воде могут сильно сократить численность рыбы и повлиять на её воспроизводство. В этом регионе, где рыбалка один из значительных источников дохода местного населения, сокращение объема лова может вызвать социальную напряженность. Кроме того, нефтяное загрязнение угрожает крупным курортным регионам - Краснодарскому краю в России и Крымскому полуострову на Украине.
Цитируем письмо полностью:
«Главе администрации Ненецкого автономного округа Потапенко В.Н.
Уважаемый Валерий Николаевич!
Катастрофа в Керченском заливе, в результате которой в море было выброшено более 2000 тонн нефтепродуктов, наглядно продемонстрировала опасность малообдуманных проектов транспортировки нефти. Нефтяному загрязнению подверглись десятки километров побережья, уничтожены тысячи птиц. Воздействие аварии на рыбные запасы вообще не поддается исчислению. Экологические последствия этой аварии будут ощутимы в течение долгих лет. Катастрофа в Керчи наглядно продемонстрировала, что сегодня ликвидировать последствия нефтяных разливов на море практически невозможно.
Но в случае подобной или даже меньшей по масштабам аварии при транспортировке нефти в северных морях последствия будут намного страшнее. Холодные воды морей Северного ледовитого океана имеют гораздо меньшую способность к самоочищению, а береговая полоса с многочисленными лайдами делает совершенно невозможным сбор нефти на берегу.
Учитывая сказанное, мы призываем Вас отказаться от планов превращения Индиги в специализированный терминал по отгрузке нефти. Арктика - совершенно особая экологически уязвимая территория. А Святой Нос, имеющий особое значение для коренных жителей Арктики - поморов, неприемлем для строительства нефтяного терминала вдвойне.
Рассчитываем, что в этом вопросе Вы проявите политическое мужество и мудрость.
Председатель Совета АРМЭОО «Этас» Ботова Елена».
Фото А.Голенищева