Многочисленные нарушения соглашения со стороны северодвинского предприятия «Севмаша» вынудили норвежских судовладельцев разорвать контракт на поставку 12 танкеров-химовозов водоизмещением 45 тыс. тонн, заключенный в 2004 году.
Кроме просрочки исполнения обязательств, а первое судно, в рамках этого договора, планировалось сдать еще в 2007 году, норвежскую Odfjell не устроило требование российского судостроителя увеличить сумму контракта на 44 млн. долларов
В пятницу Odfjell распространила сообщение, согласно которому «в связи с серьезными задержками в строительстве, сочетавшимися с требованиями повышения цены, продолжающимися проблемами в сотрудничестве и затянувшимися переговорами Odfjell решила направить «Севмашу» уведомление о расторжении контракта». Помимо отказа от поставок норвежская компания требует от «Севмаша» возмещения издержек. В случае, если компании не смогут договориться самостоятельно, дело будет разбирать Стокгольмский коммерческий арбитраж.
Судя по всему, конфликт был неизбежен. Повышение договорной цены связано с продолжающимся в течение последних нескольких лет ростом цен на сталь и, как следствие, ростом издержек, считает аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын. «Все страдают от роста цен на сталь», - добавляет аналитик. Сумма контракта действительно была невысока, из расчета около $41 млн за танкер-химовоз, в то время как сейчас на рынке разовый покупатель может приобрести аналогичный продукт за $61 млн.
Впрочем, три года назад это называли «контрактом века» - он был крупнейшим из заключенных Odfjell контрактов на постройку судов.
Нынешние проблемы с норвежскими партнерами - не первый неприятный инцидент на северодвинском предприятии. Например, оно все никак не может выполнить другой, еще более крупный контракт - на модернизацию авианосца «Адмирал Горшков» по заказу Индии. Готовое судно должно было оказаться у индийских ВМС в 2008 году, однако из-за серьезных ошибок в смете проекта модернизация затянется на целых три года - до 2011 и потребует дополнительного финансирования.
Оба контракта были заключены в 2004 году. Причину проблем специалисты видят в ошибке прежнего руководства «Севмаша» при оценке объема работ.
В случае с «Горшковым» смета была занижена на 60-70%. В ситуации с танкерами менеджмент, видимо, не учел повышения цен на сырье, что сильно удивило экспертов.
«Строительство танкеров предполагает длительный производственный цикл, требуется от трех до пяти лет, чтобы построить танкер, - говорит аналитик ИГ «КапиталЪ» Михаил Пак. - Поэтому, скорее всего, стороны обговаривали в контракте возможное изменение цены и увеличение себестоимости».
«Все упирается в финансирование, - считает Геннадий Суханов из «Тройки-Диалог». - Компании не могут справиться с рисками повышения цен на металл. Бюджет, который первоначально закладывался, не покрывает расходы». По мнению аналитика, уязвимость компаний перед проблемой подорожания сырья объясняется также определенными сложностями с финансированием кораблестроения в России.
В любом случае, какими бы ни были причины нынешних проблем, потеря контракта, переговоры по которому длились целых два года, может пресечь попытки «Севмаша» выйти на европейский рынок гражданского судостроения, пишет Газета.
В ответ на заявление норвежской стороны, руководство ФГУП «ПО «Севмаш» сделало заявление, что продолжит строительство танкеров-химовозов проекта Р-668, несмотря на письмо об аннулировании контракта.
«Вызывает недоумение обвинение в преднамеренной задержке исполнения контракта. Севмаш категорически отвергает это обвинение и в свою очередь заявляет, что добросовестно исполнял обязанности по строительству судов. - сказано в официальном заявлении. -
Однако навязанное Заказчиком положение Контракта о фиксировании цены 2004 года на весь период строительства 12 судов вызвало недостаток финансовых средств. Переговоры об установлении справедливой цены к результату не привели.
В связи с этим ФГУП «ПО «Севмаш» официально сообщает, что продолжит строительство танкеров-химовозов проекта Р-668. Работы на судах не прекращались и ведутся в настоящее время. Суда будут выставлены на продажу по рыночной стоимости, что позволит выйти на безубыточность проекта».
Справка
ФГУП «ПО «Севмаш» - крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой - строительство атомных подводных лодок для ВМФ. Завод с территорией более 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений. На градообразующем предприятии Северодвинска работает более 25 тыс. человек
Odfjell ASA - одна из ведущих компаний на мировом рынке, занимающаяся транспортировкой химикатов и жидких нефтепродуктов.
Фото с официального сайта .sevmash.ru: Первенец подводного кораблестроения ХХI века "Гепард"