Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Как Севмаш отпескоструил Индию. Откровения главы ОСК о реконструкции «Адмирала Горшкова»

- Я сел было писать большую статью про Объединенную Судостроительную Корпорацию, по материалам большого развернутого интервью главы ОСК, Романа Троценко газете Коммерсант 30 сентября 2010 года. Поначалу я «завелся» только потому, что Троценко оскорбил в этом своем интервью скопом всех российских рыбаков. Но этого монстра, ОСК, боятся не только рыбаки, и я начал вникать в интервью дальше. И чем глубже вникал, тем чаще падал со стула. Троценко наговорил массу прямо-таки поразительных вещей, но для того, чтобы это понять, надо внимательно вчитываться, понимать, о чем речь и тщательно собирать различные факты и материалы. Я думал обойтись одной большой статьей, но что ни абзац, то на повесть тянет, или даже на роман. Решил давать на блоге кусками.

Многие в курсе скандальной истории с модернизацией и ремонтом проданного Индии авианосца Адмирал Горшков. Суть в том, что в январе 2004 года Севмаш взялся переоборудовать авианосец за 947 миллионов долларов, и сдать заказчику в 2008-м. Потом началась череда скандалов, и в конечном итоге сошлись на цене 2.34 миллиарда и сроке сдачи 2012-й. В том, что наговорил Троценко насчет Горшкова и Севмаша, столько много удивительного и невероятного, что не знаешь с чего начать. Начну вот с каких его слов:

- Новая стоимость контракта — больше $2 млрд, срок сдачи — декабрь 2012 года. Мы в графике. За эти деньги Индия получает фактически новый корабль. От старого осталась лишь часть корпуса. Исходя из его комплектации, вооружения и систем, невозможно за такие деньги и в такие сроки получить подобный корабль.

«Больше 2 миллиардов», это 340 миллионов долларов. Если кто-то усомнится в том, что за такие деньги, как сказал Троценко, невозможно получить корабль в такие сроки и с такими характеристиками, он правильно сделает. В такие сроки и за такие деньги можно было построить совершенно новый авианосец, или в Западной Европе, или в США. Троценко в этом же своем интервью сказал, что видит ОСК как подобие знаменитой американской корпорации Northrop Grumman. Так вот, Northrop Grumman построила бы авианосец Индии за 2.2 – 2.5 миллиарда долларов, с аналогичными характеристиками по тоннажу и количеству самолетов, но естественно, с несравнимо более качественными электроникой и системами защиты. Уж не говоря про то, что авианосец был бы не «фактически», а реально новый. Индии с этим контрактом просто-напросто вывернули руки, используя все возможные рычаги влияния. Да и как иначе, если контракт начался с обмана? Троценко уж не знаю, почему, по простоте что ли душевной, сказал нечто просто потрясающее, если немного подумать:

- В 2003 году во время заключения контракта руководство "Севмаша" было согласно втянуться в любую битву за копейку, лишь бы получить контракт. Логика была навеяна опытом предыдущих отношений с ВМФ: чем больше выполнишь работ, тем больше получишь денег. Просто взяли и зачистили корабль изнутри — демонтировали сперва высохшие кабельтрассы, потом трубопроводы, сняли оборудование. Вроде и изоляция старая — ее сняли, и в конце концов отпескоструили корабль изнутри. Пригласили заказчиков — говорят: вот, смотрите, все чисто, все блестит, но, сами понимаете, денег теперь нужно в десять раз больше.

В чем суть сказанного Троценко? В том, что Севмаш сознательно обманул Индию. Что он это сделал по старой доброй привычке – он так всю свою жизнь работал с ВМФ, накручивал стоимость и количество работ где мог и как мог. Если кто-то сочтет это за поклеп на ВПК, пусть он почитает современные мемуары современных адмиралов. Я люблю мемуары вообще и современные наших адмиралов в особенности. Там, местами, они очень откровенно высказываются по отношению к советскому ВПК и к его славным представителям, заводам, конструкторским бюро и главным конструкторам. По отношению ко всей сложившейся в годы советской власти системы заказов, проектирования, строительства, ремонта и модернизации ВМФ.

За скандалом с Горшковым я внимательно следил. Среди высшего военного руководства Индии были и остаются решительные противники сделки, они считают, что страну попросту обманули. История сопровождалась и житейскими, коррупционными скандалами. Старший индийский офицер, два года находившийся в России в качестве главного наблюдателя ремонта и переоснащения авианосца, попал под следствие. Коммодор Сухджиндер Сингх подозревается в слишком близких отношениях с рядом граждан России (в том числе с какой-то женщиной) и следствие будет выяснять, не повлияли ли эти отношения на постоянные пересмотры сделки с авианосцем в сторону увеличения стоимости и сроков реконструкции корабля. Он пробыл в России 2 года, после возвращения в Дели возглавил весь проект Адмирал Горшков - INS Vikramaditya.

Пусть история с Горшковым закончится наконец, передачей авианосца Индии – там ведь не забудут, как Севмаш и Россия их отпескоструили, вот ведь в чем дело. Сделка по Горшкову, это странно пахнущая выгода сегодня и мина под завтра.

За время разборок с Горшковым Севмаш успел нагреть, правда не до конца, еще одного лоха, норвежского судовладельца. Новость от 6 января этого года:

Арбитражный суд Стокгольма вынес решение взыскать 43.76 миллиона долларов с российского кораблестроительного предприятия Севмаш в пользу истца, норвежской компании Odfjell, за срыв контракта на строительство 12 танкеров-химовозов. Компания Odfjell считает, что эта компенсация совершенно недостаточна, она требовала более 100 миллионов долларов. В свое время контракт Odfjell – Севмаш обозвали историческим, новой вехой в истории российско-норвежских отношений, он был заключен в 2004-м году, общая стоимость составляла 450 миллионов долларов, крупнейший заказ, когда-либо сделанный норвежскими компаниями в России. Первое судно должно было вступить в строй в октябре 2007-го, танкер-химовоз с танками из нержавеющей стали, дедвейт 45000 тонн. Однако танкер так и не был сдан заказчику, Севмаш срывал все что мог – сроки строительства, условия строительства, прочие пункты контракта. Руководство Odfjell говорит, что «Севмаш отказывался воспринимать заказ как коммерческий, и умышленно саботировал его выполнение». Разрыв контракта стал в свое время большим скандалом, который в России постарались замять и не заметить.

Новости сентября – Севмаш гордо отказался платить Odfjell, и норвежцы обреченно потащились в российский суд.

Как вы полагаете, есть у таких вот столпов отечественной индустрии шансы выжить в условиях рыночной экономики? Понятно, что иностранные заказчики обходят и будут обходить Севмаш седьмой дорогой, лесом и полем. Понятно, что для предприятий такого рода, для некоторых КБ и заслуженных академиков и лауреатов всяких советских премий, единственное спасение, это ОСК. ОСК даст им возможность опять припасть к груди матери-кормилицы, бюджета. ОСК силком погонит к ним отечественных гражданских заказчиков, о чем я пишу отдельно.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (6)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20