Автоматически действие приказа № 297 МВД России от 20 апреля 1999 года прекращается. Что же ждет российских автолюбителей с введением нового приказа МВД России? Общение между сотрудниками ГИБДД и участниками дорожного движения станет проще и понятнее? Или нам всем жестко закрутят гайки? Мы нашли проект нового Административного регламента и решили познакомиться с ним поближе, разобрав основные изменения и положения. Более четкий анализ будет сделан после начала действия данного приказа и на основе практического опыта общения сотрудников ГИБДД с участниками дорожного движения...
Что ж, начнем...
По-прежнему автомобиль имеют право останавливать только сотрудники ГИБДД и участковые уполномоченные милиции. Здесь без изменений. При обращении к участникам дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку. При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук. Нововведением будет право сотрудника при общении с гражданами использовать специальную видео и звукозаписывающую аппаратуру, при необходимости заранее предупредив их об этом.
В проекте отражено, что специальные технические средства для контроля за дорожным движением должны иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении), и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Не стесняйтесь, спрашивайте представителей власти о наличии необходимых документов.
Далее интересно, что при выявлении водителя, управляющего транспортным средством с неработающими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости либо недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада дальнейшее движение транспортного средства запрещается до устранения условий запрещения движения. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения. Уважаемые водители, следите за техническим состоянием автомобиля, дабы не пришлось среди ночи искать, например, лампочку в не горящую фару!
Теперь для предупреждения нарушений правил дорожного движения могут также использоваться устройства (макеты, манекены), имитирующие сотрудника, патрульный автомобиль, специальные технические средства фиксации нарушений правил дорожного движения. Практика эта, кстати, активно нарабатывается!
При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; мобильные, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования. Это, в принципе, новостью для нас не является.
Читаем дальше, основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
Здесь без особых изменений, расписано более подробно и понятнее. Обращаю Ваше внимание, что проверка документов может осуществляться только на стационарных постах ГИБДД! Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов. Вправе! Но это не является Вашей обязанностью. Можно остаться в салоне своего автомобиля. Добавлен пункт, что сотрудник предлагает водителю выйти из кабины (салона) транспортного средства в случаях, когда поведение водителя, либо нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника. Остальные основания без изменений (обращайтесь к статье от 24 июля 2009 «Правовой ликбез водителя. Разбираем ситуацию, когда вас останавливают»).
Сегодня мы указали поправки на нормы, регулирующие ситуацию с остановкой транспортного средства уполномоченными сотрудниками милиции с учетом проекта нового Административного регламента исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Мы продолжим знакомиться с ним в следующей публикации.
Ник Велес