«Для воздействия на перевозчиков нужно использовать реальные рычаги управления: отзывать лицензии, подавать иски в прокуратуру и расторгать договоры, - считает Виктор Павленко. - Но не всегда данные рычаги находятся у муниципалитета - большая часть этих полномочий относится к компетенции региональных и федеральных органов власти: областного отделения Российской транспортной инспекции и ГИБДД.
К сожалению, все пассажирские перевозки в Архангельске осуществляются частниками - муниципального транспорта нет, а соответствующие предприятия достались нам в банкротном состоянии. Я считаю, что городу необходимо новое муниципальное предприятие пассажирских перевозок, потому что муниципалы социально ответственны и дисциплинированны.
Понимая, что большинство аварий происходит с ПАЗиками, мы заставляем перевозчиков переходить на автобусы большой вместимости, причем, на новые, или, в крайнем случае, не старше 3-х лет. Они уже работают на маршрутах, связанных с перевозкой пассажиров в отдаленные округа, - Маймаксу, Северный, Исакогорку и Цигломень. Сейчас предпринимаются меры для того, чтобы обновить автобусный парк, и мы рассчитываем, что новый комфортабельный, а главное - более безопасный транспорт - придет и в центральные районы города. Это будут автобусы большой вместимости.
Благодаря участию федеральной программе, принятой по инициативе председателя Правительства РФ Владимира Путина, мы получили средства на 39 пассажирских автобусов марки НефАз-5299. Городской бюджет выделяет софинансирование в размере 47 миллионов рублей, депутаты горсовета нас в этом поддержали. Этот подвижной состав станет основой нового МУПа - в котором будут возрождены лучшие традиции архангельского автобуса - строгое соблюдение расписания, льготные тарифы для ветеранов, инвалидов и других социально незащищенных категорий горожан, жесточайший контроль за качеством подготовки и дисциплиной водителей, тщательное соблюдение всех требований к техническому состоянию машин. А частные перевозчики, если они хотят сохранить свой бизнес, должны серьезно задуматься и обеспечить, прежде всего, безопасность на дорогах. Это их прямая обязанность.
Мы изменяем Положения о конкурсах и об организации транспортного обслуживания населения. Они связаны с организацией автобусного движения в центре города. Чтобы на дорогах было посвободней, а жители могли передвигаться, зная точные графики маршрутов, необходимых для поездки, корректируем расписание. Также для разгрузки дорог и профилактики ДТП планируется сократить автобусные маршруты с загруженностью 20-30 процентов, и дублирующие друг друга, приводящие к пробкам и авариям. Также работает система радионавигации и контроля, которая позволяет отслеживать в режиме on-line движение автобусов на разных маршрутах. Радионавигационной системой контроля охвачен весь подвижной состав, а проверка исполнения графиков осуществляется на 50 остановочных пунктах. С помощью этой системы отслеживаются недобросовестные перевозчики, которые зачастую не соблюдают график. Такие нарушители наказываются штрафами.
Кроме того, приняты меры по упорядочиванию движения пригородных автобусов, которые следуют по территории областного центра. По Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ, такие автобусы должны начинать и заканчивать рейсы на привокзальных площадях и не совершать остановок на территории города. Это касается маршрутов № 138 - в Северодвинск и № 104 - в Малые Карелы.
Сегодня мэрией проведен анализ маршрутной сети общественного транспорта областного центра. Ее необходимо менять, равно как и сам подвижной состав - на более комфортабельный, вместительный, а главное безопасный, который бы позволил пожилым и людям с ограниченными физическими возможностями беспрепятственно передвигаться по городу. Создание муниципального предприятия, которое будет эксплуатировать новые автобусы в соответствии с требованиями законов и пожеланиями горожан, - это серьезный шаг к тому, чтобы в Архангельске появился нормальный общественный транспорт, а число аварий на дорогах - сократилось» (конец цитаты).
Как отметили в пресс-службе мэрии Архангельска, в муниципалитет и лично мэру Виктору Павленко поступают многочисленные обращения жителей о том, что в автобусах городских маршрутов пассажирам приходиться терпеть грубость кондукторов, ненормативную лексику водителей, грязь в салонах подвижного состава, громкую музыку, самовольные тарифы на перевозки. Особенно много нареканий от архангелогородцев поступает на несоблюдение перевозчиками интервалов движения, что приводит к «пробкам» на дорогах, а зачастую и к дорожно-транспортным происшествиям.
Фото Н.Гернета